Вокруг света 1967-02, страница 32ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩИХ НОМЕРАХ: «ОТХОД» — НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ «СЕВЕРНОГО ДНЕВНИКА» ЮРИЯ КАЗАКОВА. «КРАСКИ ЗЕМЛИ» — ОЧЕРК О ФРЕСКАХ ВЕЛИКОГО ДИОНИСИЯ В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ. «УБИТЬ МАРСИАНИНА» — ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ ИЗВЕСТНОГО АМЕРИКАНСКОГО ПИСАТЕЛЯ ПОЛА АНДЕРСОНА. «ЗА ПРЯНОСТЯМИ И СЛАВОЙ» — ОЧЕРК ИЗ СЕРИИ «В ПАРУСАХ — ВЕТРЫ ВСЕХ МОРЕЙ». великолепен, что византийский император, увидев его, приказал построить такой же в Константинополе. Храмы армянского средневековья неповторимы... Но почему же облик храма в Мугни, построенного в XVII веке, начинает вызывать чувство ка-кой-то неудовлетворенности? Вроде все на месте. Так же традиционны и продуманны пропорции храма, так же тщательно он построен. Что же здесь не так? И тут снова — в который раз! — сталкиваешься с трагедией. ...На Армению обрушиваются орды завоевателей. Книги еще удавалось сохранить в монастырях, вывезти в Венецию или Дамаск. Но кто будет строить новые величественные здания? Куда идти архитектуре, которая практически запрещена? И вот на столетия зодчество Армении замирает. Те храмы, что строятся, повторяют старые, и чаще всего они хуже, чем оригиналы. У зодчих были самые лучшие намерения — они старались сохранить армянский стиль и облик построек. Но новое им создать было не по силам. К XVIII веку какое бы то ни было серьезное строительство в Армении почти прекращается. Казалось, чудо армянского зодчества умерло... Еще недавно, ну, скажем, сорок с лишним лет назад, Ереван — один из старейших городов нашей страны — был большой деревней, городом неустроенным, разномастным, в котором мало что напоминало о его почтенном возрасте и традициях. Но произошла Октябрьская революция. Кончилась гражданская война. Ереван стал столицей социалистической Армении. И началась новая история города, достойная светлых традиций... Александр Таманян приехал в Ереван в первые годы Советской власти. В 1924 году Таманян разработал первый генеральный план реконструкции Еревана. Мало кому из архитекторов выпало счастье мыслить и строить в таких масштабах. И дело не только в Таманяне. Его место мог занять и другой армянский зодчий, ибо в истории народов бывает время, которое само требует взрыва, подъема творческих сил, само ищет людей, которым по плечу выполнить требования эпохи. Если сегодня приезжаешь в Ереван, обязательно попадаешь на площадь Ленина, спланированную Та-маняном и построенную им и его учениками. Площадь, да и не только площадь — весь новый Ереван построен из туфа, чудесного строительного материала — розового, охристого, сизого. Дома на площади Ленина разноцветны. Каждый блок туфа чуть-чуть отличается цветом от соседей. Но это не утомляет глаз, а как-то оживляет здания, одновременно величественные и человечные. Площадь Ленина — удивительное создание архитектуры. Никакая фотография не даст полного представления о ней — здесь надо быть, видеть ее своими глазами и своим сердцем проникнуться ее солнечностью и радостной чистотой. Таманян создал новую школу архитекторов, он дал тот толчок, действие которого явно ощутимо и сегодня. То, что построил Таманян, и то лучшее, что строят сегодня, куда ближе к тысячелетним шедеврам, чем к ереванским постройкам последних трехсот лет. Площадь Ленина — произведение искусства, продуманное и прочувствованное до последнего камня, — рождает воспоминание о легкости линий Ахпата, хотя ничем не повторяет древних монастырей, ни в чем не подражает им. Она, как и другие лучшие произведения армянского социалистического зодчества, продолжение той цепи, что начали ковать многие столетия назад строители, мудрецы и землепашцы. ...Неслышно наступает вечер. Рыжими и лиловыми волнами колышутся в жарком воздухе вершины гор — нагретая солнцем земля отдает близкому небу свое тепло. Чуть потемнели молодые виноградные лозы, что подобрались к подножию храма. И еле проглядываются зеленые пятиэ кустов и пышные подушки деревьев далеко внизу, под узким каменистым выступом, нависшим над ущельем, как нос корабля... 30 |