Вокруг света 1967-03, страница 55присутствия духа: целый день по крышам прилегающих зданий она выносила на своих руках все, что только можно было спасти. Так среди прочих реликвий и ценностей был спасен знаменитый телескоп Галилео Галилея. ...Уже утром 4 ноября молодые коммунисты одного из районов, не пострадавших от наводнения, организовали и отправили команды по спасению людей в затопленные зоны. В первые же дни вся прогрессивная общественность Италии начала сбор пожертвований в фонд Флоренции. ...Сотни горожан и прежде всего студенты и школьники стали помощниками ученых в спасении произведений искусства. Они выносили затопленные скульптуры, бесценные древние фолианты из подвала разрушенной Национальной библиотеки и картины из галереи Уффици. Сутками не выходили реставраторы и их добровольные помощники из мастерских — «пунктов первой помощи» пострадавшим шедеврам. ...Главнее — скорость, день промедления — и спасать будет поздно, спасать будет просто нечего. Так случилось с «Распятием» Чимабуэ — слишком поздно его положили на сколоченные наспех козлы, краска уже осыпалась. Ученые установили, что «Распятие» повреждено на 70 процентов. Это самая крупная потеря искусства от наводнения. лВсе несчастье Флоренции в том, — сказал один из искусствоведов, — что ее художники вплоть до начала XVI века рисовали на дереве, в то время как во всем мире уже перешли к холсту. А вы сами понимаете, как коробится дерево. «Распятию» Чимабуэ не повезло и еще в одном: три года назад оно находилось в Уффици, в одном зале с Джотто. Но потом монахи из собора «Санта Кроче» потребовали вернуть его. Там оно и было затоплено». ...Большую помощь оказали Флоренции многие государства. Советский Союз направил несколько самолетов с грузами медикаментов, продовольствия и одежды. Подарки маленьким флорентийцам к Новому году, концерты крупнейших мастеров искусств в фонд помощи пострадавшему городу, пожертвования отдельных граждан, предложение в любой день направить ученых и реставраторов для спасения художественных ценностей — поистине трудно перечислить помощь, которую советские люди оказали и готовы оказать «городу художников». ...С тех тревожных ноябрьских дней прошло больше четырех месяцев. Но операция «Красота» еще далека от завершения. Как утверждают специалисты и, в частности, генеральный директор Уффици Уго Прокаччи, потребуется труд не одного поколения, чтобы залечить нанесённые наводнением раны. Если в первые дни все усилия были направлены на то, чтобы вытащить из грязи и воды произведения Веласкеса, Тьеполо, Боттичелли, Джотто, Мазаччо, то сейчас наступил период кропотливой работы по их восстановлению. В огромном количестве необходимы специальные лаки, специальная бумага, специальные... чего только не нужно сейчас уникальным шедеврам Флоренции! И почти каждая мелочь должна быть «специальной». Даже погода и та требовалась «специальная»: для сушки книг — по возможности теплая и сухая, для картин — наоборот, нежаркая, влажная, иначе краски могут осыпаться. В общем хотя многие трудности уже позади, Флоренцию еще ждет большая работа. Операция «Красота» продолжается... |