Вокруг света 1967-09, страница 20

Вокруг света 1967-09, страница 20

цена росла бы как обычно, в зависимости от величины камня, в арифметической прогрессии, — в мире не хватило бы золота, чтобы купить и десятую часть алмаза-горы. Да и что делать с алмазом такой величины?

Положение создалось нелепейшее. Он был, можно сказать, богатейшим человеком из всех, когда-либо живших на земле, — и вместе с тем чего он, в сущности, стоил? Выплыви его тайна наружу — неизвестно, к каким бы мерам прибегло правитель-

Сам же Фиц-Норман отправился в чужеземные страны, имея при себе сто тысяч долларов и два сундука, полные неотшлифованных алмазов всевозможных размеров. Он отплыл в Россию на китайской джонке и шесть месяцев спустя после отъезда из Монтаны очутился в СанктгПе-тербурге. Он снял укромную квартиру, не теряя времени наведался к придворному ювелиру и объявил, что у него есть для царя алмаз. Он прожил в Санкт-Петербурге две недели, непре-

времени Фиц-Норман оценивал свое состояние "в миллиард долларов. Одно обстоятельство неизменно способствовало сохранению его тайны. Стоило любому из его крупных алмазов всплыть на поверхность на неделю — и алмаз оказывался в гуще такого обилия роковых стечений, интриг, переворотов и войн, что их хватило бы на всю историю человечества от основания Вавилонского царства.

С 1870 года до его смерти, последовавшей в 1900 году.

ГДЕ • КОГДА • ПОЧЕМУ

НА ВСЕХ ПАРУСАХ ЧЕРЕЗ САХАРУ

Организатор этого рейса Жан дю Буше влюблен в пустыню. Пожалуй, он знает Сахару так же досконально, как Чнчестер или Табарли — Атлантику и Тихий океан.

Что натолкнуло его на мысль о таком рейсе? Не только жажда необычайных приключений, но и неистощимая изобретательность. На парусниках по суше! Ведь Сахара — знаменитая «страна ветров». Они расчерчивают ее вдоль и поперек, не встречая препятствий. Прекрасный природный двигатель, не правда ли?

— Я слышал о попытках езды под парусами по пляжам. Это было во Франции, в Туке и Берке. Кораблики тогда только вылезли на берег. В 1958 году я прочел о первой регате сухопутных парусников. Представляете, как я загорелся!.. Тогда же я познакомился с инженером Демури, усовершенствовавшим конструкции наземных яхт, и начал участвовать в соревнованиях.

Свое первое плавание по Пустыне дю Буше совершил в июне I960 года. Он прошел от Форта-Тринке до мавританского города Айн-Бен-Тили на яхте новой модели Демури. Его прежний «ромб» был слишком неповоротлив и капризен. Новый корабль, названный «ББ», весит 170 килограммов и сделан с устойчивой треугольной рамой на деревянных полозьях.

— После первого одиночного рейса я только и жил идеей группового похода через Сахару. Трудов это стоило немалых. Но нам помогли алжирские и мавританские организации... Выделили эскорт машин с водой и питанием.

Их было двенадцать, этих новоявленных «кораблей пустыни». Целая флотилия. Экипажи составили спортсме

ны из шести стран Европы. Они собрались в начале февраля в алжирском городе Колон-Бешар — том самом, что называют «портом Сахары», — собрались, чтобы отправиться в путешествие до мавританской столицы Нуакшот. С севера на юго-запад теоретически предстояло пройти 2600 километров по пескам пустыни. Однако на самом деле, маневрируя и улавливая ветер в свои паруса, корабли покрыли -почти вдвое большее расстояние.

На трассё было два серьезных испытания: опасная пустыня Раль-Аман, в редких колодцах которой, если только они не высушены зноем, едва удерживается зеленоватая вода, и дюны Азефалля, коварные, ползущие и рассыпающиеся от прикосновения, — в них ничего не стоит завязнуть.

Одному экипажу пришлось особенно тяжело: яхту настигли пустынные «дьяволы». Еще их называют «кошачьими хвостами»: эти вихри захватывают парус в воздушную спираль и крутят его по пескам...

Пробег показал, на что способны корабли. Три машины «супер-люкс» не выдержали. Две другие пришлось перестроить на ходу.

Конечно, любопытно знать скорость сухопутных яхт. Просто невероятно: по шоссе парусники дают 90 километров в час и до 70 километров — по плотному грунту.

И вот, первая, после горячих километров пустыни, остановка на берегу океана. Терпкий, соленый ветер Атлантики, слепящая бесконечная синева — и ощущение победы. Здесь дю Буше было решено присудить символическую золотую медаль, как первому навигатору Сахары.

Б. ПИСЬМЕННЫЙ

ство, чтобы предотвратить панику на золотом да и на алмазном рынке. Оно могло немедленно отнять заявку и установить свою монополию.

Выбора не было — гору следовало распродавать тайно. Он послал на Юг за младшим братом и поставил его присматривать за черными рабами, которые даже не подозревали, что рабство отменено. Чтобы закрепить их неведение, он огласил составленную им самим прокламацию, в которой говорилось, что генерал Форрест реорганизовал рассеянные армии южан и разбил наголову северян в одном тщательно подготовленном сражении. Негры поверили безоговорочно. Они сочли это известие добрым и совершили по его поводу свои примитивные обряды.

рывно подвергаясь опасности быть убитым, перебираясь с квартиры на квартиру, и за все пребывание в русской столице навестил свои сундуки всего три-четыре раза.

Его с трудом отпустили в Индию, взяв обещание вернуться через год с еще более крупными и красивыми алмазами. Но прежде чем он уехал, придворный казначей положил для него в американские банки пятнадцать миллионов долларов — на четыре вымышленных имени.

Фиц-Норман вернулся в Америку в 1868 году, пропутешествовав более двух лет. Он посетил столицы двадцати двух государств и беседовал с пятью императорами, одиннадцатью королями, тремя принцами, с шахом, ханом и султаном. К этому

жизнь Фиц-Нормана Вашингтона была одной сплошной поэмой, написанной золотыми буквами. Разумеется, имели место и второстепенные события: он старался избегать топографических съемок; он женился на одной виргинской леди, от которой у него родился единственный сын; в результате ряда досадных осложнений был вынужден убить своего брата, чья не менее досадная привычка напиваться до потери всякого благоразумия неоднократно подвергала опасности их жизнь. Но в целом очень мало убийств омрачало эти безоблачные годы успеха и дальнейшего обогащения.

Незадолго до смерти он переменил свою политику, и все свое непомерное состояние, за исключением нескольких миллио

2 «Вокруг света» № 9

17