Вокруг света 1969-12, страница 57

Вокруг света 1969-12, страница 57

близкие к нам тела — планеты — в некотором отношении оказались изученными гораздо хуже. За последнее десятилетие произошел глубокий переворот. Темные, светящиеся только отраженным светом планеты — ближайшие соседи нашей Земли — стали объектом непосредственного изучения. Это начало грандиозного триумфа человеческой мысли.

Издали мы видим предметы, но их детали различаем смутно. Они проступают лишь по мере приближения. Движению познания нередко присуще то же самое свойство. Тут часто наступает момент, когда буквально глаза разбегаются. Один неожиданный штрих, другой: это интересно, а вот это еще интересней...

Но, как ни заманчив такой экскурс по деталям, говоря о деревьях, будем все же помнить, что они составляют лес.

Луна.. Размышляя об успехах науки, мы часто упускаем из виду историческую перспективу. Ведь исторически совсем недавно выдающийся мыслитель Леонардо да Винчи писал: «Если подвергнешь наблюдению подробности лунных пятен, то зачастую найдешь меж ними большую разницу. И в этом я убедился, рисуя их. И происходит это от облаков, которые поднимаются от вод Луны, расстилаясь между солнцем и этой водой и тенью своей похищая у этой воды лучи солнца, почему вода эта оказывается в темноте, лишенная возможности отражать солнце».

Эти слова лишний раз демонстрируют ту общеизвестную истину, что у всякого метода исследования есть свой предел, за которым он бессилен дать верный результат. Галилей и его продолжатели пришли к верному заключению о природе лунных пятен не потому, что они были гениальней Леонардо да Винчи, а потому, что у них появился новый инструмент познания — телескоп. В конце 50-х годов нашего века произошла очередная смена лидирующих методов исследования: началось непосредственное изучение Луны с помощью автоматических космических кораблей. Это заметно расширило наши знания структуры лунной поверхности, прежде всего благодаря фотографированию советским лунником ее невиди

мой стороны и телепередачам непосредственно с самой Луны, впервые начатым «Луной-9». Мы убедились, что структуры лунной поверхности разнообразней, чем это виделось в телескоп. Мы убедились, что Луна не покрыта слоем пыли, утвердились во мнении, что там есть древние и молодые образования, открыли, что невидимая сторона Луны не во всем схожа с ранее наблюдаемой территорией.

Как до появления космических кораблей мы заведомо не могли увидеть противоположную сторону Луны, точно так же мы не могли проанализировать химический состав лунных пород. Лишь не так давно удалось выяснить, что содержание кремния, алюминия, кислорода и некоторых других элементов в поверхностных лунных породах сходно с содержанием этих элементов в земных базальтах (их толеитовой разновидности).

Это данные автоматических станций. Что люди, наконец, достигли Луны — это, бесспорно, выдающееся достижение. Однако законченных научных публикаций еще не было, и: поэтому затруднительно всесторонне оценить собранный «научный урожай». Ясно, впрочем, что на Луне нет признаков жизни и, судя по всему, там ее никогда и: не было. Этого можно было ожидать. Удивительно, если бы результат оказался иным.

Определение абсолютного возраста даже земных пород, сделанное по специально отобранным образцам, дело сложное, требующее многократной проверки. По всей совокупности признаков ученые и раньше считали, что Луна —■ древнее тело, чей зоз-раст вряд ли существенно отличается от возраста Земли. Предварительное определение абсолютного возраста образцов лунных пород, сделанное американскими учеными и давшее возраст порядка 3—4 миллиарда лет, подтверждает эту догадку.

Ранее добытые факты укрепили нас во мнении, что Луна пережила стадию бурного вулканизма. В последних сообщениях также говорится, что многие образцы, доставленные на Землю, имеют вулканическое происхождение. Давний спор о том, что именно сформировало теперешний облик лунной поверхности —■ удары метеоритов или вулканические извержения, — скорее всего можно считать ре

шенным. На Луне есть и метеоритные и вулканические кратеры. Но представляется, что ведущей силой были все же процессы дифференциации, разделения вещества глубин при плавлении. Земные базальты — это легкоплавкие выделения недр: они являются важнейшей составляющей частью земной коры. На Луне мы наблюдаем схожую картину. Земные океаны покоятся преимущественно на базальтовом слое. Базальтоподобные лунные лавы образуют не менее грандиозные покровы — лунные «моря».)

Таково мнение академика А. П. Виноградова и ряда других ученых, основанное на добытых в последние годы фактах. Мы еще увидим, что, несмотря на внешние различия, в эволюции Земли и Луны имеется внутреннее сходство, порожденное общими не только для Земли и Луны, но и для других планет земной группы закономерностями. Однако проследим сначала некоторые из этих закономерностей, сопоставляя газовые оболочки Земли и: Венеры.

На первый взгляд между вене-рианской и земной атмосферами нет почти ничего общего. Первая более чем на 90 процентов состоит из углекислого газа, тогда как основные газы земной атмосферы — азот и кислород, доля которых на Венере невелика. Наоборот, в земной атмосфере ничтожна доля углекислого газа.

Дело, однако, в том, что на Земле углекислого газа тоже немало. Но основная его часть сосредоточена не в атмосфере, а в горных породах и в водной оболочке — гидросфере. Всем известны такие широко распространенные карбонатные породы, как известняк, мел, доломит. В них-то и заключена основная масса углекислого газа. В них и еще в некоторых других породах. Немало его растворено и в воде Мирового океана. Если поднять в воздух весь этот связанный углекислый газ, то плотность земной атмосферы возрастет в 40 раз! Тогда и по составу и по давлению она окажется сходной с венери-анской.

Разумеется, полной аналогии установить нельзя, и приведенная схема на деле сложней. Но, вероятно, и так ясно, что венерианская атмосфера — антипод земной лишь внешне.

Различие в теперешнем состоянии газовых оболочек двух

54