Вокруг света 1970-10, страница 13

Вокруг света 1970-10, страница 13

кратное повторение опасных ситуаций в конце концов становится привычным, обыденным, но повышенная психическая активность космонавтов автоматически поддерживает состояние готовности к встрече с любой неожиданностью. Таким образом, сам организм человека вырабатывает при направленных тренировках механизм психологического приспособления готовности к длительной грядущей опасности.

— Необходимо, по-видимому, учитывать и то, что космос — это не только новое для человеческой психики пространство, но и новое понятие времени. Должен ли человек приспосабливаться к новому отсчету времени или он может «взять» с собой земное время!

— Исследования советских ученых показали, что человеческая психика и организм способны приспособиться к любой суточной периодике. Но те же исследования позволили прийти к выводу, что приспособление к непривычному и необычному суточному ритму — процесс длительный и трудный, прежде всего в области психической активности. Сейчас накоплено немалое количество наблюдений по субъективным отсчетам времени в условиях длительной изоляции при отсутствии контроля времени по часам. Так, например, французский спелеолог Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был чрезвычайно удивлен, когда ему сообщили, что наступило 2 апреля. По его подсчетам было лишь 6 февраля. Установлено, что изменения обстановки — относительная изоляция, необычный суточный ритм — нарушают точность субъективного восприятия коротких интервалов времени. Но и этот психологический барьер преодолим наземными тренировками.

Как было установлено советскими учеными, способность ориентировки человека в пространстве и времени не является врожденной. Она приобретается и развивается в течение всей жизни, трудовой деятельности. Отсутствие земной освещенности, привычной смены дня и ночи в космосе еще не главные причины затруднения в оценке космонавтом времени по своим ощущениям. Основа этих затруднений — в самом факте полета в пространстве с огромной, но незаметной для самого космонавта скоростью, в новых, необычных гравитационных условиях. Это смещает такие понятия, как «быстро», «медленно», «долго». Однако катастрофической дезориентации во времени опасаться не приходится, так как опыты, проведенные исследователями, а главное, осуществленные полеты показывают, что человек способен бесконечно совершенствоваться в ощущении времени.

Сейчас существует много лабораторных методов воспитания «космического» чувства времени и организации правильного рабочего ритма.

Да, для уходящего в далекий космос человека Земля, привычная, твердая Земля, с ее запахами и рассветами вдруг в считанные мгновения превращается в маленький голубой глобус, висящий в черной неподвижности пустоты, а затем становится сверкающей точкой, не отличимой от других маяков вселенной. Но человек никогда не может утратить связи с ней. Космонавт не Антей, сразу же лишившийся силы, как только его оторвали от земной тверди. Он скорее похож на былинного богатыря Микулу Селяниновича, несущего с собой «тягу земную».

Записал В. ИЛЬИН

МОСТ ИСКАНДЕРА

К первой странице обложки

Почти полгода река Инд называется «высоким Индом», а другие полгода — «низким Индом».

Верховья реки питаются талыми снеговыми и ледниковыми водами, текущими с гор, а низовья — обильными муссонными дождями. Муссонные же дожди, как известно, приходят и уходят в одно и то же время года, поэтому и изменения уровня на реке очень регулярны: с марта по сентябрь — «высокий Инд», в сентябре он начинает понижаться и с декабря до февраля становится самым «низким». Разница в уровнях семь метров. Реку с таким нравом капризной не назовешь, ибо всегда знаешь, чего от нее можно ждать.

Известно, что высокий Инд не потерпит ничего из того, что терпит Инд низкий. Особенно мостов. Когда река вздувается и вода поднимается на семь метров, любой сооруженный из подручного материала мост (да и не только он) будет смыт.

Поэтому на Инде строят особые мосты, которые могут служить оба сезона. Множество лодок связывают толстыми канатами, пропущенными через отверстия в бортах. Потом лодки загружают хворостом, а сверху кладут циновки. Мост готов, и по нему можно пересечь километровую ширину реки. Когда же Инд разливается и ширина его достигает двух кило

метров, лодки (само собой разумеется, отвязанные друг от друга) служат средством сообщения между берегами.

Такие мосты называют «мостами Искандера».

По преданию, Искандер Двурогий — Александр Македонский — форсировал Инд (называвшийся тогда Синтхосом) по такому мосту. Вряд ли этот мост был изобретением великого македонца. Такие мосты служили жителям долины Инда за тысячи лет до Александра так же верно, как и тысячи лет после него.

Но Александр стал любимым героем восточных легенд, а слава идет к славе...

11

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Воспитание Македонского

Близкие к этой страницы