Вокруг света 1971-04, страница 17рекладинах высоковольтной линии. Их богатырские фигуры, веселые лица, потоки света, льющиеся на них спереди,, создавали атмосферу радости. Им было легко работать. Каткова мало интересовала техника живописи. О какой уж технике рассуждать, когда столько лет прошло среди станков, машин и гор металла, когда руки огрубели и тяжелый гаечный ключ держат свободнее, чем легкую кисть. Вот и здесь. Отточенная техника мастера не затронула его. И он отметил только общее настроение, которое вызвала у него картина. Это было ощущение победы, но победы, как ему показалось, довольно легкой. Парни наверняка не знали, что такое настоящий бой. И все же картина ему понравилась. Катков перешел дальше, к унылому серому пейзажу, и не задержался возле него. Посетители выставки говорили о цвете и красках, о размерах картин и тщательно проработанной перспективе пейзажей, о подражании Дейнеке и самобытном развитии Сарьяна, о том, сколько времени тратит художник на свою картину, и о том, сколько он получит денег, если картину продадут. Одни подолгу останавливались возле каждого полотна, другие чуть ли не бегом осматривали сначала все и лишь потом задерживались возле понравившегося. Девчонки носились стайками, женщины искали глазами диванчики. Окна были открыты, и в зал врывался звон трамваев, слышалась смешная песенка, исполняемая нестройными голосами ребятишек из детского сада, далекая музыка и шелест тополей... Комиссия приняла картину без всяких возражений, но сейчас Юрий Иванович на мгновение испугался. А что, если ее здесь нет? И вдруг он почувствовал, что следующее полотно его, хотя самой картины еще не было видно, так как перед ней собралось много людей. — Что это?! — с гневом в голосе вопрошал высокий мужчина, выдираясь из толпы. — Пустое полотно, а названо — «Вдохновение». — Нет, нет,— сказал другой.— Оно не совсем пустое. Там какие-то тени, но нельзя понять, что это такое. — Куда смотрят устроители! Катков посторонился, пропуская разгневанного мужчину и его спутника, и на мгновение увидел свою картину. Да нет же! Она не пустая! Что имели в виду эти двое? Может быть, это и действительно ерунда, но только при чем здесь пустота? — До ужаса правдоподобно, — покачав головой, сказал полковник женщине, которую он держал под руку. — Это было действительно так. Алексей остался там. И еще многие. И я... — Не надо вспоминать, — тихо сказала женщина. — Надо, Надюша, надо! — Полковник ладонью рубанул воздух. — В этом бою нам всем был бы конец. И что подняло нас вперед? Страх? Ненависть? Желание выжить?.. Ты же знаешь, Надюша. / — Знаю. Художник прав. Это — вдохновение! — Надо узнать, кто это написал. Может, кто-нибудь из наших? — Нет, Павел. Среди нас не было художников. — Разве может быть такое совпадение случайным! Я пойду узнаю. Катков снова уступил дорогу. Он не был на фронте и не стал бы писать то, чего не видел собственными глазами. Тогда о чем же они говорили? И вообще, возле его картины говорили что-то непонятное, что-то совсем не относящееся к его полотну. Так, во всяком случае, ему казалось. Может, спорили о соседних полотнах? Но рядом висели два пейзажа. Катков постоял немного и отошел к окну. Он давно хотел написать эту картину. Но была война. Мать возвращалась домой поздно вечером с провалившимися от усталости глазами. Отец, вернувшийся с фронта без руки, все еще ходил по родным и знакомым и пил. Раньше он был резчиком по кости. А теперь, с одной-то рукой! По ночам мать шила рукавицы, стирала белье и плакала. Только семилетний брат и пятилетняя сестра не знали забот и допоздна носились по улицам. А солнце летом в Якутске почти не заходит. Война была далеко, за тысячи километров. Но ее чувствовали не только по сводкам Совин-формбюро. Калеки на улицах. Дети, худые, как прутья. На обед в школе — булочка. Через день они собирали эти булочки, даже в первых классах, и несли в госпиталь. И здесь, за шесть тысяч километров от фронта, был госпиталь. В школах военная под готовка, штыковые бои. Посылки на фронт с теплыми варежками и бельем... А он, ученик девятого класса, организует бригады по заготовке дров, жердей, погрузке угля... Он услышал за спиной вежливое покашливание и оглянулся. Перед ним стояли Самарин и марградский художник Петровский. — Самарин, Анатолий Алексеевич,— протянул руку новосибирец. — Катков, Юрий Иваныч, — ответил Катков. — А скажите-ка, Юрий Иванович, где мы раньше с вами встречались? — По-моему, нигде, — ответил Катков.— Да. Я уверен. Мы с вами незнакомы. — А вы случайно не работали в студии Броховского в Усть-Манске? Примерно в пятидесятом? — Нет, нет, я никогда не был профессионалом. — Странно, откуда же вы знаете, что я там работал и что это именно там со мной произошло? — Да нет же! Я впервые слышу, что вы там работали. А что там произошло с вами, тем более не знаю. — Странно, — задумчиво сказал Самарин и смешно задвигал козлиной бородкой. Петровский все время стоял молча, но по его лицу было видно, что и он хочет что-то сказать. Юрий Иванович кивнул ему, и тот, откашлявшись, спросил: — Вы ведь знаете, что ваша техника не блестяща? — Но я только любитель. — Ну да не в этом дело. Я хотел спросить, где вы откопали сюжет для своего полотна? — Мне его не пришлось откапывать. Он у меня уже двадцать восемь лет. Все никак не мог собраться. Думал, что уж никогда не напишу. — Вы сказали, двадцать восемь? Но ведь это было всего пятнадцать лет назад. Юрий Иванович рассмеялся: — Да нет же. Это было в сорок третьем в Кангалассах. — Невероятно. Я точно знаю, что это было в Ташкенте в пятьдесят пятом. — Вы, наверное, говорите о чем-то другом. — Я говорю о полотне, которое называется «Вдохновение». Вот чем мне пришлось заплатить за это вдохновение. — Его рука от локтя до запястья была обезображена шрамом. — Но я не жалею,— улыбнулся Петровский. — 15 |