Вокруг света 1972-01, страница 32Для проведения такого канала (и выглядел бы он несравненно примитивней) еще недавно на Памире уходили годы труда многих людей. И все же труд этот затрачивался из года в год, потому что основой земледелия в горах было и остается земледелие поливное. Не удивительно, что прокладывание канала в горах — с целой системой подпорок и деревянных желобов — всегда было работой коллективной. В горных районах пилы, например, просто не знали. Экономия железа доходила до того, что многие орудия делались не из металла, а из дерева, рога, кости и камня. И все же Памир всегда имел свою культуру земледелия. О том же, как трудно доставался памирцам каждый колос на поливном поле, говорит й теперешнее бережное, даже почтительное отношение памирцев к пище, особенно к хлебу. Хлеб не только нельзя бросать, его нельзя ронять на землю или пол, даже класть его на дастархан нижней стороной вверх не принято... 30 О древности скотоводства на Памире свидетельствуют обряды, прежде всего связанные с почитанием овцы. Предки тех овец, которых стригут электромашинкой (на снимке), по преданию спустились на землю Памира с неба на облаке. «Дар» неба был хорошо рассчитан для местных условий: на облаке спустилась не курдючная овца она страдала бы от недостатка пастбищ в горах даже летом, а очень неприхотливая хвостатая овца из породы «гидик». Даже помет ее считался настолько чистым, что из него делали сосуды для хранения зерна. Когда же овцу приходилось продавать, то сам хозяин обращался к ней с прощальной речью... Интересно и то, что уже в древности иногда скот в припамирье, в местах со скудными пастбищами, держали коллективно: так, волов после пахоты у подножия передавали в высокогорье, на хорошие пастбища, разумеется, за вознаграждение. Здесь скот оставался уже на все лето. |