Вокруг света 1972-03, страница 33можно было бы прицепиться. Облачность все ниже и ниже придавливала нас к горам. В конце концов мы отыскали речку, которая, казалось, могла привести нас прямо к поселку, и понеслись на бреющем над ней, боясь отклониться. Как вдруг перед нами возникла огромная черная скала, окутанная со всех сторон туманом. Горючее кончалось, и нам пришлось вернуться ни с чем. Заправившись, мы снова попытались пробраться в По-пигай в тот же день, и снова нас постигла неудача... И все-таки я попал в Попигай. И, помнится, позавидовал тогда долганам, умеющим так хорошо находить красивые места для жизни. На этот раз без особых приключений мы миновали лысые, серовато-коричневые вершины кряжа и очутились вдруг над лесистой равниной, по которой текло множество плавно изгибавшихся рек Озер тут тоже было видимо-невидимо, а в центре этого водяного лабиринта, в ложбинке, на берегу реки и небольшого озерка стоял поселок. С десяток побеленных изб, несколько чумов на склонах, и всюду обшитые оленьими шкурами домики на санях. Казалось, запряги в них оленей, и весь поселок сдвинется с места и проедет через горы. Я набил себе множество шишек на голове о низкую притолоку, так и не привыкнув сгибаться, заходя в дом. Как и все, я топил печь лиственничными поленьями и слушал по ночам завывание и хриплый лай голубых песцов, доносившийся со зверофермы. Долгане вежливый народ, они не полезут к вам в душу, но и сами не торопятся вывернуть наизнанку перед незнакомцем свою. Улети я днем раньше, я так и не сумел бы составить себе мнение об этом народе, живущем среди лесов и тундры. Помог случай. Мы остались на третий день, а вечером долгане провожали шефов, двоих парней из Норильской комплексной геологоразведочной экспедиции. Ребята помогли фактории электрифицировать звероферму, отладить дизели электростанции. Лезгин и чуваш стали самыми уважаемыми людьми в Попигае. Лучшее угощение поставили на стол долгане. Тут был и «кэрди-лэк» — копченые, освобожденные от костей, надрезанные спинки рыб, и «бааркы» — деликатес из рыбьего брюшка, который под силу приготовить только долганским женщинам. Из брюшка вынимают кости, брюшко режут на мелкие куски, сушат, давят, освобождая от жира, коптят, потом снова заливают рыбьим жиром... Было здесь и сырое мясо оленя — «сагудай», и малосоленая рыба, и прочая обычная еда. «Самобыт- нообразно живут здесь люди»,— не переставал восхищаться лезгин Руслан, стремясь в одно это странное слово вложить все свое удивление. Когда же сели за стол, Николай, хозяин, как настоящий тамада, выяснил, сколько разных национальностей сидит за этим столом, и предложил спеть или |