Вокруг света 1972-05, страница 33

Вокруг света 1972-05, страница 33

К 50-ЛЕТИЮ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В августе 1941 года фашистские войска подошли к Запорожью и заняли Хортицу — остров, на котором несколько веков назад находилась знаменитая Запорожская сечь. Остров этот большой: двенадцать километров в длину и до трех в ширину. Расположенный на левом берегу Днепра город Запорожье просматривается с него почти целиком, и это поставило наши войска, оборонявшие Запорожье, в трудное положение. Как организовать эвакуацию города, если заводы, улицы, вокзал и железнодорожные линии находятся под постоянным наблюдением и непрерывным артобстрелом противника?

Было принято смелое решение: выбить немцев с острова. Надо помнить, что все это происходило в августе сорок первого года.

Для успеха операции необходимо было собрать сведения о противнике. Но чтобы попасть на остров, нужно преодолеть левый рукав Днепра в несколько сот метров шириной. Кто мог это сделать, если весь рукав просматривался как на ладони?

Началось с того, что генерал-майор Харитонов и помощник начальника Политуправления фронта по комсомолу Борис Мельников попросили одного из мальчишек, переплывшего с Хортицы на наш левый берег, вернуться обратно и попытаться разведать огневые точки и боевые позиции немцев на острове. Ребятам, что жили на острове, это было сделать гораздо легче, чем самым лучшим разведчикам: на Хортице был поселок, жили бакенщики, перевозчики, и местные мальчишки, естественно, не вызывали у немцев особого подозрения.

Ребята справились с заданием, и на другой день наша артиллерия уничтожила фашистский штаб, расположившийся в здании бывших детских яслей, и скопление войск в Широкой балке.

После этого ребята стали получать новые задания. Они не толь-* ко вели разведку, но и распространяли листовки, резали линии связи, помогали переправиться на наш берег раненым красноармейцам, остававшимся на острове после того, как он был захвачен немцами, переправляли на захваченный правый берег Днепра связных, идущих в партизанские отряды. Одна же из их операций просто поразительна.

Ночью ребята переплыли на остров, неся все необходимое

в привязанных к головам шапках, а в точно назначенный час рядом с вражескими огневыми точками вспыхнули костры. По ним и ударила наша артиллерия.

Об этом рассказали юным следопытам 43-й школы жители острова Хортица <и родственники тех мальчишек, которые в августовскую ночь сорок первого года переплыли Днепр. И если предположить, что человеческая память не всегда бывает точна, что с течением времени очевидцы могли что-то забыть, а что-то перепутать, то точность сказанного подтверждают лаконичные строки хранящегося в архиве Министерства обороны документа, составленного по горячим следам событий. Речь идет о записи переговоров по прямому проводу члена Военного совета Южного фронта товарища Запорожца с командованием Юго-Западного направления, которое возглавлял тогда маршал Буденный. Вот что я нашел на ленте, датированной 27 августа:

«Наши части все время атакуют противника на острове Хортица. Северная часть этого острова занимается немцами, южная часть — нашими войсками. Большую работу по организации боя провел генерал-майор Харитонов и пом-начпурфронта по комсомолу тов. Мельников. Ими же в Запорожье была организована группа молодежи, которая назвала себя «юными чапаевцами». Они переправлялись на тот берег Днепра небольшими группами, разведывали противника, затем невдалеке разводили костры, как условный знак для действий нашей артиллерии и авиации. Результат их работы очень хороший».

Вот почему штаб Южного фронта включил отряд в план операции по захвату острова в качестве самостоятельной боевой единицы. Это была одна из первых наступательных операций Советской Армии в Великой Отечественной войне. Благодаря ее успеху наши войска смогли полтора месяца удерживать Запорожье, а город получил возможность эвакуировать заводы.

За участие в боевых операциях пионеры «Отряда юных чапаев-цев» были награждены почетными грамотами командования фронта. Теперь мы можем назвать и некоторые имена, ставшие известными благодаря неустанным поискам следопытов 43-й хортиц-кой школы:

Владимир Литяга Виль Писаревич Леонид Панфиловский Христофор Емельянов Александр Сидельников Виктор Моисеев Николай Худяков

Большинство из них погибло. Одним из первых погиб Володя Литяга. Возвращаясь после встречи с нашим командованием с левого берега (еще до того, как был отбит остров), он был захвачен фашистами в плен. Володя не сдался живым: сопротивлялся, и его изуродовали до такой степени, что мальчика невозможно было опознать. Даже мать смогла узнать его только по сорочке...

Виля Писаревич после отхода наших войск от Запорожья вступил в партизанский отряд и погиб в одной из боевых операций под городом Марганцем.

Был расстрелян немцами Саша Сидельников.

Леня Панфиловский не смог эвакуироваться и скрывался на острове два года —- до осени сорок третьего года, когда наши войска снова подошли к Запорожью. Как и многих жителей острова, его пытались угнать на запад, но Леня сбежал, бросился в Днепр и поплыл на левый берег, куда уже входили наши войска. Немцы стреляли вдогонку, тяжело ранили его, но он доплыл до берега и после выздоровления ушел в армию. Он погиб 14 мая 1944 года.

Погиб на поле боя и Христофор Емельянов.

Уже полтора десятилетия идет поиск. Десятиклассники 43-й школы, уходя, передают шестиклассникам журнал, где собрано все, что они сумели найти и узнать. Те продолжают работу, пока не придет их черед покидать школу. И тогда они Передают журнал новым шестиклассникам. Происходит это у памятника, он рядом со школой.

В журнале появляются новые фамилии, и узнать, что это фамилии детей, можно лишь по тому, что рядом с ними стоят только имена. А по запорожскому радио время от времени звучит призыв:

«Кто знает о судьбе Тамары Золотухиной, Коли Иванова, Василия Гладкова, Бориса Чудакова, Владимира Нагибина, напишите нам! Пришлите любые сведения об этих ребятах по адресу: город Запорожье, остров Хортица, школа номер сорок три...»

31