Вокруг света 1972-06, страница 39

Вокруг света 1972-06, страница 39

НЕСКОЛЬКО ВЫПИСОК ИЗ БИОГРАФИИ БАШНИ

1923 году французский журналист Пьер Лабрик поспорил, что съедет на велосипеде по лестнице с верхнего этажа Эйфелевой башни. Уточним, что лестница эта состоит из 1792 ступеней. На всем протяжении тернистого пути Лабрика приветствовали друзья, которые в любой момент готовы были прийти на помощь смельчаку. Но необычный марафон закончился благополучно. Внизу Лабрика восторженно встречали болельщики, к которым присоединились двое полицейских, доставивших мсье Лабрика в префектуру за нарушение общественного порядка. К счастью для отважного работника пера, префект оказался страстным любителем велоспорта...

Лабрик был далеко не первым и не последним человеком, избравшим Эйфелеву башню для эксцентричных выходок, установления рекордов и всякого рода афер. Уж очень это приметное сооружение. Так что связать с ним свое имя — означало гарантию самой широкой рекламы. Не всегда все сходило благополучно...

Молодой авиатор Леон Солло задумал пролететь сквозь арку между несущими опорами башни. Расчет Солло оказался безупречен, если б не одна деталь — Солло не учел положения солнца: оно на мгновенье ослепило пилота. Самолет ударился левым крылом о ферму и разбился.

Не только сама башня, но и ее изображение неоднократно были предметом ажиотажа. Еще во время строительства директор универмага «Весна» предложил Гюставу Эйфелю сделку: продать право на силуэт башни, с тем чтобы воспроизводить его на всякого рода товарах. Был заключен контракт. Но как только стало известно, что магазин «Весна» получил монополию на репродукцию башни, в парижской прессе поднялся скандал — другие торговцы тоже рассчитывали заработать на популярном силуэте. Чтобы умерить страсти, за несколько недель до официального открытия Всемирной выставки Эйфель передал все права на свою башню французскому правительству.

В 1925 году вокруг башни снова разгорелись страсти. В честь открытия выставки декоративного искусства решили ее иллюминировать. На призыв откликнулась фирма «Ситроен». У директора фирмы Андре Ситроена желание увидеть свое имя, горящее всеми цветами радуги на ажурной вязи башни, пересилило все другие соображения, и, хотя этот снобизм обошелся ему в 2,5 миллиона франков, 11 лет реклама мерцала по всей 300-метровой высоте башни.

В 1954 году один шведский гражданин, отрекомендовавшийся генеральным директором акционерного общества, предложил покрыть башню антикоррозийной краской. Нужны были деньги на покупку 50 тонн специального красителя. Без особого труда предприимчивый житель Стокгольма получил кредит в миллион франков, после чего отбыл в неизвестном направлении. Один из ростовщиков, заподозрив неладное, обратился в полицию. Оказалось, что на господина «генерального директора» уже существует солидное досье в связи с другими аферами. Поиски были тщетными.

За 83 года существования знаменитую башню продавали — по всей форме — минимум два десятка раз. Казалось бы, всем давно ясно, что эти сделки — чистой воды жульничество. И все же...

В 1960 году английский зеленщик Дэвид Сэме про

дал одной голландской фирме Эйфелеву башню как металлолом. Он сумел доказать (с помощью фальшивых документов), что ему поручен парижским муниципалитетом демонтаж башни.- Цена за тонну была установлена в пять раз ниже фактической, и голландцы клюнули на дешевизну. Когда обнаружился подлог, англичанин попал в тюрьму, а фирма осталась без своих миллионов.

Приключения с Эйфелевой башней не кончаются. 1 апреля 1960 года в сводке новостей по телевидению было объявлено, что принято решение... перенести Эйфелеву башню на новое место: две опоры будут стоять на левом берегу Сены, а две другие — на правом. Башня будет возвышаться над Иенским мостом. Начался переполох, посыпались протесты. В конечном итоге выяснилось, что история оказалась первоапрельской шуткой журналистов.

М. КЛИМОВА

4 «Вокруг света» № 6

37