Вокруг света 1972-07, страница 25Миньон», «Евангелическая менонитская миссия» и многие другие Корреспондент газеты «Ул-тима ора» Пинейро Жуниор совершил поездку на север штата Гояс и без особого труда обнаружил там десятки аэродромов, радиостанций, складов горючего, принадлежавших служителям господа. 18 ноября 1967 года он писал: «В ходе расследований , в районе Формозо были установлены имена американских пилотов, оперирующих в этом районе. Это Джордж Инслей и Альберт Лонгруст. Имеется здесь также миссия Элмера, занимающаяся благотворительной деятельностью. Ее самолеты привозят лекарства и... религию. Что они увозят, могут выяснить только компетентные органы, которые расследуют эту «белую оккупацию». К настоящему времени в качестве ниточки для расследования могут служить опознавательные знаки самолета Элмера: РТ-ВМ». В другом репортаже (13 ноября 1967 года) Пинейро Жуниор сообщал: «В Гойании все знают о существовании мини-аэродрома, находящегося в районе Ара-гоянии. Знают и о том, что этот аэродром используется не только миссией «Вест-Миньон», но и сотрудниками «Корпуса мира», работающими в Центральной Бразилии. В пользу гипотезы о том, что американцев интересует геология этого края, говорят следующие факты: 1) наличие секретных аэродромов и довольно интенсивное их использование; 2) сбор образцов породы; 3) данные о наличии в этом районе нефти и других полезных ископаемых; 4) отправка образцов породы в США, о чем рассказывают очевидцы; 5) покупка поместий в этих местах по высоким ценам с целью устранения с этих территорий бразильских граждан...» Спустя два месяца «Жорнал до Бразил» опубликовал сообщение о том, что в Центральной Бразилии, в районе Кармюполи-са где бразильские геологи обнаружили нефть, появился американский лагерь, оснащенный новейшим поисковым оборудованием. Вокруг него расхаживала вооруженная охрана, а на бараке, где разместились самозванные геологи, была вывешена табличка: «Посторонним вход воспрещен». Под посторонними подразумевались в данном случае бразильцы... Рио-де-Жанейро — Манаус — Москва Ю. ПО Л ЕВ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ ТАРМИТЫ tr-^шсередине прошлого века -^Станислас Жюльен, фило-В—Л лог из парижского Кол-леж де Франс, перевел на французский язык книгу буддийского монаха Сюань-цзяна, посетившего в 630-х годах нашей эры страны к северо-западу от Гиндукуша И по верховьям Амударьи. Сюань-цзян совершал, собственно говоря, не путешествие, а паломничество по святым местам, и мемуары свои он составлял с благочестивой, а вовсе не с научной целью. Тем не менее дневник путеше-ственника-богомольца стал научной сенсацией. Мало того, что сюань-цзяново «Описание Западных стран» проясняло географию областей Востока, где к 1850 году побывали считанные европейцы, — неожиданной оказалась сама история этих мест. Оказывалось, например, что буддизм процветал здесь вплоть до нашествия арабов-мусульман в конце VII века нашей эры. Между прочими сведениями Сюань-цзян сообщал, что в княжестве Та-ми — то есть в Тармите, как назывался в древности город Термез, — он нашел десяток монастырей, около тысячи монахов, священные буддийские памятники «ступа» и, наконец, многочисленные статуи Будды. В середине XIX столетия все это казалось удивительным и малодостоверным. Однако в начале 80-х годов геолог И. В. Мушкетов писал о пещерах в лёссовом обрыве около Самарканда, очень похожих, по его мнению, на пещерные монастыри Индии. Там же, в Самарканде, востоковед Н. И. Веселовский приобрел несколько буддийских идолов, по-видимому, весьма древнего происхождения. Еще через несколько лет начались открытия буддийской скульптуры и живописи в оазисах Восточного Туркестана. С конца 90-х годов южные земли Бухарского ханства, куда вхо дил и Термез, охватила подлинная археологическая лихорадка: поисками древностей занимались археологи и местные любители старины, и просто кладоискатели. Постепенно находок, так или иначе подтверждающих сведения Сюань-цзяна, накопилось столько, что в 1922 году выдающийся советский востоковед академик В. В. Бартольд мог с полным основанием писать о «необходимости изучения буддийского Ирана, имевшего потом для мусульманской культуры не меньшее значение, чем Иран сасанидов». Под буддийским Ираном Бартольд подразумевал Афганистан и ЮЖ' ную часть Средней Азии. Изучить памятники среднеазиатского буддизма было необходимо, но сначала следовало их найти. Древняя Тармита и средневековый Тармыз погибали и снова строились, но не на прежнем месте, а по соседству. Из города, который теперь назывался Термезом, нужно было добраться до обширных пустырей, лежавших в треугольнике между рекой Сур-хан и Амударьей. Стороны треугольника тянулись на 8—9 километров, а внутри были развалины, и почти любая могла оказаться сюань-цзяновым монастырем. Паломники от науки бродили в окрестностях Термеза, закладывали неглубокие раскопы — и уезжали, исчерпав средства и сроки, отпущенные на изыскания. Но в 1928 году историк-искусствовед А. С. Стрелков открыл несколько пещер в склоне пологого холма Кара-тепе на берегу Амударьи. Пещеры были забиты песком и обломками сырцовых кирпичей, упавшими сквозь проломы в сводах. Наверное, возле них или над ними когда-то стояли постройки. Когда-то давно, потому что такие кирпичи, боль 23 |