Вокруг света 1972-10, страница 35

Вокруг света 1972-10, страница 35

Сержио Флери — давно уже прославились не столько в войне с уголовниками, сколько на поприще борьбы с политическими преступниками, с «подрывными элементами» и «внутренними врагами», А это придавало делу совершенно иной характер: если расстрел полицейскими какого-нибудь контрабандиста или налетчика заслуживал осуждения, то уничтожение «кровожадных коммунистов» и прочих «врагов нации» придавало «Эскадрону» облик почти героический, выдвигало его в первые ряды борцов за демократию, спасителей страны от «коммунистической угрозы»!

Сразу же отметим, что рассказывать об этой стороне деятельности «Эскадрона» гораздо труднее, чем о его борьбе с уголовниками: война с «политическими» ведется обычно втихую, и уничтожение врагов производится в этих случаях без опереточного антуража и записок с черепами.

Согласно догмам господствующей ныне в стране идеологии, главными врагами бразильской нации являются коммунисты, для борьбы с которыми «революция 1964 года» создала громадный репрессивный аппарат. О размахе его говорит уже выборочный перечень функционирующих в Рио-де-Жанейро служб: «Национальная служба информации» (СНИ), «Департамент Федеральной полиции» (ДПФ), «Секретариат безопасности», «Секретная служба военной полиции», «Департамент охраны политического и социального порядка» (ДОПС). Каждый из этих органов стремится доказать, что недаром ест свой хлеб, и из кожи вон лезет, демонстрируя свою важность, свою незаменимость. В условиях острого соперничества изобретательская мысль работает на полный ход, и ' это поиводит зачастую к самым невероятным результатам. Таким, как скандально знаменитое «дело ПАРАСАР», всколыхнувшее общественное мнение Бразилии осенью 1968 года.

В том году внутренняя ситуация в стране крайне обострилась. В Рио и других городах прошли народные манифестации, требовавшие восстановления демократических свобод, забастовали студенты, оживилась парламентская оппозиция, подняли голову, казалось бы, задавленные железным контролем правительственных наместников профсоюзы. В качестве одного из орудий подавления этих выступлений военные власти решили использовать ПАРАСАР — специальное подразделение бразильской военной авиации, предназначенное для... спасения человеческих жизней и оказания помощи терпящим бедствие. На подразделение, призванное выполнять столь гуманную миссию, возлагалась задача участвовать в подавлении демонстраций. Солдаты ПАРАСАР, переодетые в штатское, должны были смешиваться с колоннами демонстрантов, выявлять и запоминать «зачинщи

ков», чтобы затем ликвидировать их...

Если демонстрация протекала спокойно, «парасаровцы» были обязаны провоцировать беспорядки: громить витрины магазинов, швырять камни в полицию, которая, таким образом, получала предлог для активных действий по наведению порядка. Гориллы из министерства военно-воздушных сил дошли до того, что решили сбрасывать свои жертвы с самолетов ПАРАСАР в океан...

Все эти идеи родились в разгоряченном мозгу Жоао Пауло Бурнье, шефа «Информационного центра военно-морских сил» (СЕНИМАР). Бравый офицер не учел, однако, что далеко не все из его коллег и подчиненных являются сторонниками столь радикальных мер. Один из высших чиновников министерства, брига-дейро Итамар Роша, которому ПАРАСАР был подчинен, узнав об этих планах, попытался воспрепятствовать использованию своих подчиненных в столь необычной роли. Разгорелся скандал.

Три дня мы атаковали пресс-атташе министерства ВВС, пытаясь получить какие-то сведения о развязке этой истории. Потом получили лаконичное уведомление: «за разглашение служебной тайны» Итамар Роша изгнан из рядов бразильских ВВС. А автор плана Жоао Пауло Бурнье, продемонстрировавший столь незаурядный ум и столь беспредельную готовность служить родине, получил повышение — должность командующего авиацией одного из округов.

Кроме официальных органов репрессий, в стране создано и немало добровольческих групп. Среди них — ККК («Команда охоты за коммунистами»), МАК («Антикоммунистическое движение») и другие. Своих контактов с полицией они не скрывают. Так, руководителем «Команды охотников за коммунистами» является официальный агент уже упоминавшегося нами «Департамента по охране политического и общественного порядка» (ДОПС) Рауль Ногейра Лима, по кличке Карека. По этому поводу один из шефов сан-паульско-го департамента ДОПС сделал журналистам следующее заявление, которое я не могу отказать себе в удовольствии привести дословно и полностью: «Я признаю, что один из наших агентов, известный как Рауль Карека, является одним из лидеров ККК. Однако я не могу осудить его за то, что он доступными ему способами защищает демократию...»

Комиссаром этого же департамента ДОПС является Сержио Флери, один из главарей «Эскадрона смерти». Этот неандерталец, по недоразумению появившийся на свет в XX веке, заслуживает более подробного описания.

В 1969 году он со своими под

чиненными принимает активное участие в организации репрессий, последовавших за похищением группой террористов посла США Чарльза Элбрика. Когда бразильское правительство, уступая требованию террористов, отпускает из Бразилии группу политических заключенных, а похитители освобождают посла, в стране начинается беспрецедентный разгул террора. Вводится смертная казнь. Тысячи людей бросают в тюрьмы. Облавы, обыски, репрессии приобретают повальный характер.

Активнейшим участником этих операций становится бригада Сержио Флери. Он собственноручно пытает арестованных. Громкую славу приносит ему убийство Кар-лоса Маригеллы — руководителя одной из оппозиционных организаций, боровшихся против диктатуры.

Маригеллу предал один из сообщников. На маленькой улочке, где Маригелла должен был встретиться со связным, была организована засада. Переодетые в штатское полицейские буквально наводнили окрестности. Одна группа под видом рабочих разгружала стройматериалы. На скамейках сидели фальшивые пары влюбленных, где роли дам играли полицейские чиновницы. В автомашине, стоявшей против «фольксвагена», к которому должен был подойти Маригелла, сидел, обнимая свою «даму сердца», сам Сержио Флери. Он первым и выстрелил в упор в Маригеллу. В течение нескольких секунд все было кончено...

Бразильская коммунистическая партия опубликовала в связи с убийством Маригеллы заявление, в котором, в частности, говорилось: «Мы не могли одобрить его методы борьбы... Однако Маригелла погиб, сражаясь с реакцией. Народ не простит преступления агентов диктатуры, не забудет его имени».

Убийство Маригеллы выдвинуло Флери в ряды наиболее прославленных «борцов против коммунизма». Его оплывшая физиономия с глубокими залысинами и длинными кучерявыми баками не сходит со страниц газет и журналов. Не мудрено, что настойчивые попытки прокурора Бикудо посадить Флери на скамью подсудимых расцениваются в салонах аристократического «Кантри-клуба» и в комментариях репортеров светской хроники как покушение на незапятнанную честь любимца нации и одного из ее самых выдающихся сынов.

3 «Вокруг света» № 10

зз