Вокруг света 1973-07, страница 59

Вокруг света 1973-07, страница 59

августа 1873 года здесь, на 80-м градусе северной широты, на ледяной равнине, похожей на огромное кладбище, уставленное множеством белых обелисков-торосов, тоже стояла мертвая тишина. Седые клочья тумана цеплялись за облепленные инеем снасти «Тегетгофа», одинокого посланца далекой Австро-Венгрии.

Ни одно известие из большого мира не достигает людей, отгороженных от враждебности льда лишь стенами кают; ничего не знают о судьбе «Тегетгофа» в большом мире. Здесь другая планета, холодная, ледяная, безжизненная. И нет пути назад — идет триста семьдесят пятый день с того времени, как корабль был пленен льдами. Плен оказался прочным.

И вдруг люди, потерявшие надежду, уставшие вглядываться в белый туман над белым льдом, увидели в разрыве тумана что-то темное. Невероятно! Не может быть... И тут, чтобы не было сомнений, туман рассеялся, и перед изумленными людьми развернулась панорама горной страны: скалы, долины, ледники...

«Мы стояли точно парализованные и не верили в реальность открывшегося», — записал Юлиус Пайер, лейтенант флота, начальник экспедиции...

Так была сто лет назад открыта Земля Франца-Иосифа. Так началась ее история, у которой, впрочем, есть и предыстория.

В день, когда произошло открытие новой земли близ полюса, в каземате Петропавловской крепости совершал свой обычный поход от окна к двери, от двери к окну узник... На столе, рядом с рукописью «Исследования о ледниковом периоде», вырастала горка из спичек. Десять шагов — одна спичка. Тысяча спичек — десять верст.

Фото П. ВЛАДИМИРОВА