Вокруг света 1974-01, страница 37

Вокруг света 1974-01, страница 37

ходит к неизвестному. А познание неизвестного неизбежно влечет за собой переоценку привычных взглядов. Поэтому мы должны быть готовыми к тому, что многие положения, которые в настоящее время кажутся нам незыблемыми, а также некоторые законы, которые мы считаем абсолютными, по мере дальнейшего развития наших знаний окажутся вовсе не такими незыблемыми и не столь абсолютными. Но, разумеется, это не означает, что прежние законы будут начисто отменены, просто они окажутся частными — предельным случаем еще более общих законов...

ИТАК, МОЖНО ЛИ ОБЪЕХАТЬ «ВОКРУГ СВЕТА»?

Как показали предыдущие рассуждения, шансов — даже чисто теоретических — объехать «вокруг света» у нас осталось немного. Надо, ч1?обы Вселенная была замкнутой. Надо, по всей видимости, чтобы она была достаточно однородной. ;Но и в этом случае наш воображаемый Магеллан может встретить многочисленные «черные дыры» и другие пространственно-временные сюрпризы, которые скорей всего сделают немыслимым не только дальнейшее путешествие, но и возвращение обратно. Попытаемся, например, представить, что произойдет, если наш путешественник неосторожно приблизится на своем корабле к району гравитационного коллапса. Увлекаемый могучим притяжением, он начнет вместе с окружающим веществом падать в «черную бездну». И тогда неизбежно наступит момент, когда корабль пройдет через критическую точку, пространство за ним захлопнется, и путешественник навсегда исчезнет из нашего мира.

Правда, не исключена возможность, что катастрофическое сжатие в какой-то момент сменится расширением, и путешественник вновь «выскочит» во внешнее пространство. Но, увы, это будет уже не то пространство, в котором он начал свой полет, а пространство, которое находится по отношению к нему в «абсолютном будущем». Объяснить популярно и в то же время достаточно строго, что скрывается за этой несколько туманной формулировкой, в высшей степени сложно. Факт тот, что между этими двумя пространствами невозможен никакой обмен информацией, и единственный шанс возвратиться из него в «наш мир» — это снова пройти через горнило гравитационного коллапса.,.

Одним словом, даже если бы мы располагали техническими средствами и необходимым временем, то и в замкнутой однородной Вселенной путешествие «вокруг нее» оказалось бы делом неизмеримо более сложным, чем путешествие вокруг Земли. Более того, затруднительным оказался бы и просто полет в какую-то заранее намеченную дальнюю точку мирового пространства.

Нельзя ли, однако, воспользоваться иным способом путешествий по Вселенной? Вернемся на время на Землю и представим себе, что нам необходимо попасть из некоторой точки на экваторе в противоположную. Казалось бы, кратчайший вариант — движение по экватору или по меридиану. В этом случае нам придется преодолеть около 20 тысяч километров. Но в принципе есть еще одна возможность. Поскольку поверхность нашей планеты искривлена, до противоположной точки на экваторе можно добраться прямиком сквозь тело Земли. Разумеется, если располагать для этого соответствующими техническими средства» ми. Тогда наш маршрут сократится до 13 тысяч километров,

Поскольку пространство Вселенной также искривлено, естественно возникает вопрос: нельзя ли воспользоваться подобным же способом и для путешествий по Вселенной? Кстати, им широко пользуются современные писатели-фантасты на страницах своих произведений.

Но все дело в том, что, путешествуя «напрямик» из одной точки экватора в противоположную, нам пришлось бы «проколоть» Землю, то есть выйти из двухмерного пространства земной поверхности в трехмерное.

Чтобы «проколоть» искривленное пространство Вселенной, нам надо было бы выйти в следующее — четвертое измерение. Но, увы, пространство, в котором мы живем, хотя и искривлено, но трехмерно. И потому ускоренный метод космических путешествий, о котором идет речь, хотя и заманчив, но скорей всего невозможен.

НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ МИР

Однако у бесконечности мате риального мира есть еще одна сторона — это его неисчерпаемость («бесконечность вглубь»),

Имеется в виду бесконечность свойств и связей любого объекта — та самая неисчерпаемость, о которой говорил В. И. Ленин. А отсюда бесконечное разнообразие мира — бесконечное число

взаимодействий, состояний, явлений и условий во Вселенной.

Но если мир бесконечно разнообразен, то каково число фундаментальных физических принципов («законов природы»)?

Существует мнение, что бесконечное разнообразие окружающего нас мира предполагает и бесконечное число таких принципов. Однако по меньшей мере равноправна и другая точка зрения', согласно которой бесконечное разнообразие физических явлений и условий в реальной Вселенной может быть объяснено, исходя из конечного и даже весьма небольшого числа фундаментальных физических принципов. *

Снова — и на другом уровне — перед нами встает вопрос конечности и бесконечности. Если число основных физических принципов конечно и сравнительно невелико, то можно ожидать, что любая цивилизация, достигшая высокого уровня развития, ими овладеет. И тогда системы знаний о мире таких цивилизаций должны быть в основных чертах сходными.

Но если фундаментальных принципов бесконечно много, то не исключена возможность, что различные цивилизации овладевают ими в разной последовательности. И при установлении контакта земного человечества с разумными обитателями какой-либо иной планеты вполне может оказаться, что к данному моменту «мы» и «они» владеем различными «наборами» таких принципов! И хотя и те и другие отражают вполне реальные свойства окружающего мира, системы знаний, построенные на их основе, могут оказаться настолько отличными друг от друга, что мы практически не сможем понять инопланетян, * а они нас.

Разумеется, и в случае конечного числа принципов взаимопонимание 1 может оказаться чрезвычайно сложным делом. Ведь принципы формулируются в определенной системе понятий, а понятия вырабатываются в ходе практической деятельности цивилизации и во многом определяются конкретными условиями среды обитания разумных существ. Другими словами, может случиться, что «мы» и «они» говорили об одном и том же, но на разных «физических языках». Тогда придется искать правила перевода.

Вот какой узел принципиальнейших проблем, которые предстоит решать естествознанию, завязывается при ближайшем рассмотрении вопроса о конечности и бесконечности окружающего нас мира.

3*

35