Вокруг света 1974-06, страница 23

Вокруг света 1974-06, страница 23

теров на Фобосе того же порядка, что и плотность кратеров на Луне, Марсе. Но это, в свою очередь, означает, что и Луна, и Марс, и его спутники формировались примерно в одно время. А поскольку возраст лунных пород нам теперь известен и он совпадает с возрастом древнейших пород Земли, то мы вчерне можем оценить и возраст Марса. Судя по всему, таким образом выходит, что процесс формирования солнечной системы был единым. Так следовало и раньше из теории, теперь мы, похоже, имеем тому «экспериментальные» доказательства.

МОЖЕТ БЫТЬ...

Но, конечно, самой волнующей проблемой был и остается вопрос о существовании жизни на Марсе. С идеей о разумных обитателях красноватой планеты пришлось расстаться. А растительная жизнь?

Здесь было два основных аргумента: сезонные изменения цвета темных участков поверхности планеты, так называемых «морей», с которыми некоторые ученые связывали развитие и увядание растительного покрова, и «волна потемнения», которая в весенний период распространяется от полярной шапки к экватору планеты со скоростью около 30 километров в сутки.

Что касается изменения цвета «морей», то предлагалось, правда, и другое, не связанное с процессами жизни объяснение. Советский исследователь Марса В. В. - Шаронов и американские астрономы К. Саган и Дж. Поллак считали, что в летнее время светлая пыль, покрывающая «моря», уносится ветром и тогда обнажается темная поверхность. Однако эта гипотеза исходила из того, что темные области представляют собой возвышенности, а светлые — низины. Между тем радиолокационные наблюдения последних лет подобной зависимости не подтвердили.

О растительной природе «морей», казалось, говорило и то обстоятельство, что, несмотря на мощные пылевые бури, темные области в основном сохраняли свои очертания. Почему же пыль их не засыпала? Земной опыт подсказывал, что столь успешно сопротивляться наступлению песка способна только растительность.

По данным советских автоматических станций, во время пылевой бури, разразившейся на красноватой планете в тот период, когда они находились на околомарсианских орбитах, в атмосферу планеты было поднято порядка миллиарда тонн пыли. После того как буря утихла, все это гигантское количество пыли высыпалось обратно на поверхность планеты и, казалось, должно было уравнять окраску светлых и темных областей. Но этого не произошло. Темные области так и остались темными, а светлые — светлыми.

Объяснение было найдено с помощью одной из космических фотографий, зафиксировавшей темную область крупным планом. Оказалось, что эта область представляет собой песчаные дюны с многочисленными гребешками, отстоящими друг от друга на 400—500 метров. А такая ребристая поверхность отражает меньше света, чем ровная, и потому выглядит более темной.

Таковы современные взгляды на природу тех явлений, которые, казалось, имеют непосредственное отношение к существованию жизни на этой планете.

И все же нельзя забывать, что и это пока не конечная истина. Полностью исключить возможность биологических процессов на Марсе пока нельзя.

Современные условия на этой планете действительно чрезвычайно суровы и как будто исключают жизнь. Но, быть может, в отдаленном прошлом они были более благоприятными? В таком случае значительно повысились бы шансы обнаружить жизнь на Марсе и в настоящее время. Ведь процесс приспособ

ления уже существующих живых организмов к постепенно ухудшающимся физическим условиям — это процесс гораздо более вероятный, чем образование живого вещества из неживого в тех условиях, которые существуют на Марсе в современную нам эпоху.

Есть предположение, что в истории Марса были эпохи (может быть, даже периодически повторявшиеся), когда атмосферное давление повышалось, а температурные условия становились более мягкими. Дело в том, что вследствие некоторых особенностей движения Марса вокруг Солнца периодически смягчается климат то северного, то южного полушария планеты. В такие периоды за счет испарения шапок в атмосферу планеты поступает значительное количество углекислого газа, создающего, как известно, парниковый эффект. Благодаря этому происходит дальнейшее повышение температуры, что, в свою очередь, приводит к таянию льдов и высвобождению воды и газов из почвы полярных областей. Возрастает плотность атмосферы, растет атмосферное давление. Возможно, в такие эпохи оно достигает чуть ли не половины земного. А все это, вместе взятое, способно приводить к тому, что в подобные периоды на Марсе в принципе могут возникать водоемы.

Есть некоторые факты, которые говорят в пользу этого предположения. Спектральные наблюдения последних лет, а также измерения температуры поверхности в полярных районах Марса в сочетании с изучением фотоснимков, переданных космическими аппаратами, показали, что полярные шапки (белые пятна у полюсов) состоят из замерзшей углекислоты и частично скорей всего из обычного льда.

Но в таком случае на Марсе, быть может, действительно существуют ледники, и в довольно большом количестве. На этот счет есть и некоторые прямые подтверждения. Так, на одной из космических фотографий зафиксировано образование, весьма похожее на язык ледника. Более того, на целом ряде космических фотографий 1971 года были обнаружены участки, напоминающие русла высохших рек!

Одно из таких образований представляет собой гигантскую рытвину длиной около пяти тысяч километров и глубиной около семи километров. Это широкая извилистая долина с притоками, оврагами, береговыми террасами и островами. И таких руслоподоб-ных образований на Марсе довольно много. Трудно предположить, что это случайная игра природы. Судя по всему, русла, о которых идет речь, — результат работы воды. Кстати, откуда она могла взяться?

В марсианской атмосфере воды сравнительно мало. Если на Земле собрать всю воду, которая содержится Я$д нашей головой, в столбике с основанием один квадратный сантиметр, то образуется слой Тблщиной в 3,5 сантиметра. На Марсе же этот слой будет в две тысячи раз тоньше (всего 17 микрон). И вообще в современных условиях дожди на Марсе не идут.

Содержание воды в марсианском воздухе было определено станцией «Марс-3» в 1972 году. Почему же сейчас новые советские АМС дали большую величину — не 17, а 60 микрон? Потому, видимо, что в почве Марса есть запасы воды, находящейся если не в жидком, то в твердом состоянии. И паров воды в воздухе оказывается в зависимости от условий то больше, то меньше (примерно то же самое наблюдается и на Земле). Тем больше оснований думать, что засушливые периоды сменяются на Марсе влажными.

Сейчас, когда я пишу эти строки, далеко не вся информация с новых советских АМС изучена, осмыслена. Так что, когда вы будете читать эту статью, жизнь, возможно, уже внесет поправки.

21