Вокруг света 1974-08, страница 45

Вокруг света 1974-08, страница 45

когда думать, сколько ты прожил и сколько тебе еще осталось...

...Ну что ж, каков вопрос, таков и ответ.

А все же — сколько должен жить человек? Есть ли у нас, «средних» людей, шансы когда-либо в будущем приблизиться к норме сегодняшних долгожителей?

Геронтологи отвечают на эти вопросы по-разному. Но сходятся в главном: 130 -150 лет вполне могут стать нормой человеческой жизни, но для этого надо исключить ряд вредных факторов.

По мнению академика Чеботарева, говорить сейчас о продлении жизни — значит в первую очередь говорить о путях борьбы с такими заболеваниями, как сердечно-сосудистые, рак. Именно эти болезни стали в наши дни основной причиной раннего старения и быстрой гибели человеческого организма. Победа над ними, по подсчетам статистиков, увеличила бы

среднюю продолжительность жизни сразу на 5—7 лет. Примерно такой же прирост дало бы очищение окружающей среды от вредных отходов промышленности. Следовательно,

только эти два момента уже увеличили бы жизнь «среднестатистического» человека минимум на 10 лет, то есть до 82—84-летнего возраста.

Борьбу с преждевременным старением ученые рассматривают как тактику геронтологии,' направленную на сокращение разрыва между 70 и 100 годами. Здесь большую роль отводит фармакологическому контролю над старением. Ведутся обширные опыту по изучению воздействия на живой организм биологически активных в цеств. Некоторые из полученных результатов уже введены в широкую практику например, витаминотерапия, тканевая терапия, осторожно применяемая гормонотерапия.

Говоря о стратегии геронтологии, ученые в первую очередь связывают свои надежды здесь с воздействием на генетический аппарат.

Разгадка генетического кода, дарующего долголетие, неизбежна. Это лишь вопрос времени. Наука уже умеет вторгаться в клетку, и ученые

считают, что не сегодня, так завтра они будут знать, что и как' следует перестроить в ней, чтобы запрограммировать ее на 150 лет жизни...

Но пока, смирившись с мыслью, что не выиграли в лотерее наследственности драгоценных генов долголетия, мы еще можем кое-что сделать для самих себя. И если поиски лекарственных средств — дело исключительно медиков, то оздоровление нашего собственного образа жизни во многом в наших руках.

...На заданный уже безнадежным тоном вопрос 70-летнего Генри, существует ли все-таки какой-либо источник молодости, 138-лет-няя Хфаф Ласурия тотчас ответила:

— Конечно же, юноша. Он внутри каждого из нас. Только не все знают, как Им воспользоваться...

43