Вокруг света 1974-08, страница 6

Вокруг света 1974-08, страница 6

ДЛИХАРЕВ

САВАННА ПРОБУЖДАЕТСЯ

— Что же рассказать вам о моей родине? — еще раз повторил Мапиза, задумчиво глядя в окно на белевшую за деревьями чашу Лужников.

Мы сидели в номере гостиницы «Юность», но чувствовалось, чго мой собеседник весь еще был там, в огромном, празднично украшенном зале Кремлевского Дворца съездов, где со всего Советского Союза собрались посланцы Ленинского комсомола и их "молодые единомышленники из десятков стран мира. Как с жаром стал убеждать меня сам Мапиза в первые же минуты знакомства, он даже сейчас никак не мог поверигь, чго исполнилась мечта его жизни: побывать в \\оскве. увидеть Мавзолей. Кремль. И при этом все заглядывал мне в глаза, словно хотел убедиться, понимаю ли я его. Да. я понимал этого невысокого парня с приплюснутым широким носом, веселыми темными глазами. Понимал и радовался с ним его какой-то приподнятой, торжественной радостью. Но, увы, у меня было четкое редакционное задание: взять у нашего гостя интервью о борьбе патриотов Зимбабве за свободу, которое нужно было выполнить здесь, сейчас, пока Мапиза опять не исчез в праздничном водовороте съезда комсомола. Поэтому я и был гак настойчив, расспрашивая его о том. о чем ему явно не хотелось думать.

— У моей родины два имени: Зимбабве и Родезия. — с непривычным. немного гортанным акцентом рассказывал мне на английском Мапиза, — потому что в ней живут два разных народа. Зимбабве называем ее мы, пять миллионов африканцев. Родезией — триста тысяч белых, отнявших у нас свободу. Впрочем. можно объехать всю страну и не заметить, чго находишься в Африке. В ресторанах, отелях, кино?earpax африканцы только прислуживают, на улицах они лишь случаГжые прохожие, ибо живут в особых африканских кварталах, гетто, на окраинах. Да что там города! Когда едешь по стране, можно не увидеть ни одной африканской деревни, если не свернуть в сторону от шоссе. Ведь африканцам разрешается селиться только в резервациях. Вам трудно в это поверить, но эк; так. Вы думаете, на чем держится режим Смита? Только на терроре. Да они и сами не скрывают этого. — Мапиза внезапно замолчал и потян\лся к письменному столу, на котором лежала ! руда тоненьких брошюрок. — Вот послушайте, что они о ми штшут, — раскрыл он о ян у из книжиц. — «В Родезии бе.1ые имеют иль ные позиции.,. И если африканцы зашевелятся, с помощью дубинок мы быстро утихомирим их.. Мы начнем стрелять, и без промедления. Это единственное, что можно делать в такой ситуапии. В случае необходимости следует перестрелять как можно больше черных. Это будет для них уроком». Знаете, кто это сказал? Генеральный секретарь правящего Родезийского фронта Фотержил. Поэтому у нас есть только один выход: борьба. Любая «конституция», как бы ни уповал на нее кое-кто из белых либералов, что любят распространяться о расовой «гармонии», не даст нам. африканцам, главного — свободы у себя на родине...

— Скажите, Мапиза, — спросил я, — на Западе в гослед время пишут, что всякое вооруженное сопротивление африканских патриотов в вашей стране подавлено..

.Мапиза усмехнулся:

— Подавлено? Чепуха. Судите сами Рели раньше из-за «террористов», как называют расисты наших бойцов за свободу, был объявлен «закрытым» район Сетенари, то теперь к нему прибавился округ Урунгве. Поймите, каждый африканец сейчас готов взять в руки оружие. Хотите, я расскажу историю одного простого деревенского парня, который стал теперь активистом нашего фронта молодежи ЗАПУ

1 ЗАПУ — Союз африканского народа Зимбабве

4

Рисунки Г, КОМАРОВА