Вокруг света 1974-10, страница 36

Вокруг света 1974-10, страница 36

в 90 голов, из которых две недели спустя 60 животных сделались совершенно послушными. К ним можно было спокойно подходить, не боясь укуса или удара копытом... На этом дело застопорилось. Желающих заниматься полосатыми животными не нашлось.

Поведение белых по отношению к зебрам можно резюмировать так: беспощадное уничтожение. Впрочем, оно коснулось не только наших героев, но и других крупных представителей африканской фауны. Уже в 1902 году бельгийский зоолог А. Лемер грустно отметил в «Ученых записках Брюссельского университета»: «Полное истребление зебр огнестрельным оружием — вопрос нескольких ближайших лет». Наибольшую прыть в этом отношении проявили бурские колонисты Южной Африки. Только истребление бизонов в Северной Америке можно сравнить по масштабам с этим звериным геноцидом.

К счастью, в других областях Африки мрачные предсказания Лемера сбылись не полностью. Зебра сумела выстоять. В Кении еще во время второй мировой войны кони в пижамах составили солидный запас мяса для консервной промышленности. Но с тех пор... С тех пор положение усугубилось. Сейчас зебры нуждаются в нашей защите, если мы хотим, чтобы они избежали печальной судьбы квагг.

Почему-то именно квагга вызывала главную ненависть буров, хотя это беззлобное животное больше других поддавалось одомашниванию и было готово под седлом и в упряжке верно служить человеку. Квагга мирно паслась в междуречье Оранжевой реки и Вааля. Буры использовали для истребления квагги хорошо разработанную тактику — они их гнали целыми стадами к пропасти, и животные летели вниз на камни. При таком размахе дело спорилось. Последняя вольная квагга была замечена в 1858 году. Какое-то время в зоопарках Европы отсиживались за решеткой завезенные особи, но постепенно угасли и они.

Сегодня вы можете взглянуть на кваггу в музеях Парижа, Стокгольма или Лондона. Она прекрасно выглядит... как и подобает чучелам.

Перевел с французского М. БЕЛЕНЬКИЙ

СТРАННЫЙ ДОМ, ГДЕ ЖИВУТ ПЧЕЛЫ

Б ородатый монах, крестьянка в ловичском — самом сложном в Польше — национальном костюме, плечистый медведь, графский дворец с колоннами и широкой лестницей и... полено. Набор предметов, согласитесь, странноватый.

Тем не менее сходство между ними есть, хотя бы потому, что все они суть одно и то же: ульи. Ульи, собранные в Музее пчело

водства в польском городе Сва-жендзе под Познанью.

В музее сто сорок ульев, самым старым из них пошла седьмая сотня лет.

В давние времена, когда покрывали польскую землю густые леса, а в лесах тех водились неисчислимые рои пчел, предки поляков собирали в дуплах деревьев дикий мед. Иногда в стволах делали искусственные дупла — борти. Потом стали устраивать из соломы, ивовых листьев, дерева переносные ульи.

Впоследствии когда леса изрядно поредели, а бесчисленные войны разорили сельское хозяйство,

34