Вокруг света 1974-11, страница 30

Вокруг света 1974-11, страница 30

трудности, общие задачи и, как оказалось, почти совпадающие точки зрения не только по вопросам основной работы.

В Сирии они пробыли три года: с 1958-го по 1961-й. И до лунной карты было еще очень далеко.

Но одна любопытная деталь. Работали они в каменистой ровной, как стол, пустыне. Очень трудно было ориентироваться. Однажды Козлов с шофером даже переехали государственную границу и забрались в Ирак. Никто их, разумеется, не задержал, и они благополучно вернулись обратно. Существенно, впрочем, другое: место съемки было очень похоже на лунный ландшафт. Особенно разительным было сходство на базальтовом плато под Хомсом, которое пришлось тщательно изучать Козлову. Прямо библейский пейзаж — ни кустика, ни травинки. До горизонта плоскость, усеянная черными камнями. Несколько лет спустя, глядя на лунные панорамные фотографии, он удивлялся схожести.

Вполне возможно, здесь есть дальняя ассоциация. Но они оба совершенно откровенно утверждают, что никаких мыслей о лунной геологии тогда у них не возникало. Какая Луна? Дай бог с земными делами расквитаться! А дел было по горло и выше.

Мало-помалу расквитались.

Общими усилиями советские геологи нашли сирийцам нефть, фосфориты и еще кое-что. Издали геологические карты района съемок. Некоторые, в том числе Владимир и Евгений, защитили кандидатские диссертации.

А время шло. На орбите побывало полтора десятка землян.

Козлов припоминает, что как-то в пустом разговоре на вопрос, что бы ему очень хотелось сделать, он неожиданно ответил: «Сравнить фотографии Земли и Луны, посмотреть, что это сравнение могло бы дать с геологической точки зрения». Однако он понятия не имел, где можно взять лунные снимки. К счастью, его собеседник был членом Географического общества, и не только членом, но и активным деятелем. Он познакомил Козлова и Сулиди-Кондратьева с нужными людьми, которые достали карты и снимки Луны. Здесь все и началось.

Надо сказать, что поначалу это была самодеятельность в чистом виде. Ими двигало обычное любопытство, слегка, может быть, окрашенное профессиональным интересом. Однако работа постепенно увлекла. Более того,

появилась обратная связь — углубленное изучение фотографий и материалов по Луне помогло эффективнее заниматься своим делом — дешифрированием аэрофотоснимков.

О первых результатах было доложено на Всесоюзном совещании по проблемам планетологии в Ленинграде в 1965 году.

Доклад делал Козлов. В Ленинграде он пробыл всего лишь день: надо было срочно возвращаться в Москву и заканчивать подготовку к экспедиции на Чукотку. Но для его дальнейшей судьбы это был очень важный день.

На совещание были приглашены зарубежные ученые и среди них — один из ведущих американских специалистов по Луне, Дж. Грин. Сообщение американца «Возможные земные аналогии лунной поверхности» имело большой успех. Случилось так, что у Грина не оказалось квалифицированного переводчика, и переводил ему доклад и сообщения Козлов. Причем они тут же оживленно обсуждали все, что им казалось наиболее интересным.

В тот день Козлов узнал о Луне очень много нового. А как известно, знания, умноженные на интерес, ведут к новым знаниям. После Ленинграда он понял, что тектоника Луны, строение ее коры, занимает его вполне серьезно.

— Поехали к Сулиди, — решительно сказал Козлов. — Без него вряд ли тебе удастся понять, что, как и почему.

Пока мы ехали в метро, Козлов успел завершить краткий обзор истории взглядов на происхождение нашего естественного спутника.

— Вот только неизвестно, спутник ли это, — он хитро покосился на меня.

— Почему же неизвестно? — Я знал, что неизвестно, но все же спросил: — А как же иначе?

— Просто. Земля — Луна — двойная планета. Все спутники меньше своих планет в трина-дцать-сорок раз, а Луна по-чему-то всего в четыре. Такой феномен должен настораживать.

— А собственно, почему это вас с Сулиди-Кондратьевым так волнует? — Я продолжал игру.

— Разве не ясно? — он уловил тон. — Прежде всего надо разоблачить одного гоголевского героя, который утверждал, что Луна обыкновенно делается в Гамбурге, — Козлов улыбнулся. —

Кроме того, для нашей работы это один из узловых вопросов. В основе использованного нами метода лежит предположение об идентичности. Если это неверно, то первая тектоническая карта Луны не что иное, как очередной научный нонсенс, свидетельство чрезмерного человеческого честолюбия.

— А если все же верно?

— О, тогда это еще один мик-рошаг на пути познания истины. Мы с Евгением, разумеется, принадлежим к тем, кто оптимистически смотрит на всю проблему, и наша точка зрения подкреплена довольно солидными фактами. Кстати, есть фотогеологическая карта Аравии, сделанная американцами. Сравнивая ее со снимками Луны, мы обратили внимание, что древние щиты Земли и лунные материки очень похожи. Отсюда вывод об аналогичности строения коры обоих космических тел, и дальше — мысль о единстве происхождения и одинаковости развития. А если это так, то Луна может помочь расшифровать некоторые сложнейшие загадки земной геологии. Все почти очевидно. Три четверти нашей планеты покрыто водой. Пробурить глубокую разведочную скважину в районе океанской впадины по затратам близко к лунной геологической экспедиции. Вот и считай, какой путь продуктивней.

Поезд мчался в Измайлово. Я подумал: да, все почти очевидно. Как быстро изменились категории допустимого! В 1949 году вызывала сомнение целесообразность всего лишь кабинетного рассмотрения истории разви^я поверхности Луны. Сегодня геолог готов отправиться за 384 тысячи километров от Земли, чтобы получить ответ на волнующий его вопрос...

Время уплотнилось. Его сегодняшние возможности приблизились к вчерашней фантастике. В земных лабораториях уже изучены образцы из семи различных районов лунной поверхности. Скажи десять лет назад, за прожектера приняли бы — из семи! А вот теперь лунные образцы на Земле, и никого это не удивляет.

Калий-аргоновый метод позволил довольно точно определить возраст пород, доставленных с далекой Селены. Он колеблется от трех до четырех с половиной миллиардов лет, что примерно соответствует возрасту древних пород Земли. Тщательный химический анализ лунных образцов показал, что это базальты — изверженная порода,

28