Вокруг света 1975-02, страница 77Царь и принц поместились в маленьком домике, построенном в саду, на берегу моря, и названном Монплезир в подражание подобному домику вблизи Берлина... В комнатах есть очень хорошие картины...» — так писал о любимом летнем дворце Петра I в Петергофе французский посол Кампредон. Из окон дворца и с террасы открывался взору простор моря, вдали виднелись синеющие очертания Кронштадта и Петербурга. Отсюда Петр I любовался маневрами флота, здесь находил он недолгие минуты уединения. Сегодня в Монплезире музей. Восстановленные дворцовые интерьеры XVIII века радуют изяществом отделки, красочными росписями потолков, резными золочеными орнаментами. И по-прежнему, как и во времена Петра I, «в комнатах есть очень хорошие картины». Полотна Мон-плезира — часть императорской коллекции, приобретенной владельцем дворца во время его поездок по Европе. Но две картины из этого собрания вот уже более двух веков особо привлекают внимание исследователей, искусствоведов, историков. Написанные тушью на дубовых досках в подражание гравюре, одинаковые по размеру, картины эти запечатлели водный простор со множеством кораблей. Обе они принадлежат голландскому художнику XVIII века Адриану ван дер Сальму и созданы по заказу Петра I. Одна из картин, говоря языком искусствоведов, атрибутирована совершенно четко: «Суда на рейде Амстердама». Действительно, внимание зрителя сразу АМСТЕРДАМ? АРХАНГЕЛЬСК... же привлекает большой фрегат, корма которого украшена гербом Амстердама. Поэтому-то и считалось, что вторая картина с изображением кораблей, шлюпок, буксиров, парусных лодок вокруг фрегата, стреляющего из пушки, и других трехмачтовых кораблей тоже изображает амстердамский рейд. И чаще всего в каталогах ее называли: «Рейд Амстердама» или просто «Амстердам». Но... На дальнем плане первой картины действительно изображены постройки крупнейшего порта Голландии. А вот архитектура зданий на второй картине ничего общего с Амстердамом че имеет. Какой же город изображен на второй картине Сальма? Об этом споры идут уже десятилетия. В течение нескольких лет главный хранитель дворцов-музеев и парков Петергофа Вадим Валентинович Знаменов занимался исследованием этих картин. Он обратил внимание на опубликованную в журнале «Старые годы» в 1914 году статью Г. Коскуля, изучавшего живопись Монплези-ра, — «Адам Сило и некоторые нидерландские маринисты времени Петра Великого». Описывая загадочную марину, Коскуль приводит мнение известного европейского искусствоведа К. Г. Хооф-та, хранителя музея «Fodor» в Амстердаме. Оказывается. Хоофт первым высказал предположение, что на картине Сальма запечатлены китобойные суда. Но если это так, то весьма логично предположение, что художник изобразил голландскую флотилию перед Архангельском, который в то время был одним из наиболее часто посещаемых голландскими китобоями портов. В. Знаменов тщательнейшим образом — по старинным гравюрам, описаниям — реконструировал вид архангельского рейда того времени. И выяснилось, что архитектура сооружений, изображенных на дальнем плане картины, точно соответствует постройкам XVIII века в старом русском Архангел-городе. На рисунке отчетливо видны крепость с башнями, увенчанными шатровыми кровлями, пятиглавая церковь, каменный гостиный двор, строившийся с 1668 по 1684 год под руководством московского зодчего Дмитрия Старцева. Казалось бы, замысел живописца проясняется: на одной картине — Амстердам, крупнейший порт Голландии, на другой — Архангельск, крупнейший порт России, ведущий оживленную торговлю с Европой. Эти марины как бы символизировали выход России на широкие морские торговые пути. Итак, можно было считать, что на карте искусствоведения стерто еще одно «белое пятно». Но возникли другие сомнения. Дело в том, что Адриан ван дер Сальм родился и почти всю жизнь провел в Дельфсхафене близ Роттер- рхивные розыски |