Вокруг света 1975-04, страница 19

Вокруг света 1975-04, страница 19

«открывать» фамилии курсантов авиационных школ. Среди защитников каменоломен были известны курсанты Армавирской, Краснодарской, Ярославской авиашкол. О курсантах последней мы знали больше благодаря интересным воспоминаниям Н. Д. Немцова. На публикации в журнале откликнулись бывшие курсанты В. -С. КЛИМОВ, В. Е. АКИНШИН, В. М. КОСТЮКЕВИЧ, В. П. ПЕЧУРА, которые также сообщили немало фамилий своих товарищей.

Приехав в архив, я попросил принести списки документов авиационных школ. Хранитель фондов принесла описи Краснодарской и Армавирской авиашкол и сказала:

— Что касается документов Ярославской авиашколы, то у нас их нет. Сохранилось только несколько денежных ведомостей за 1942 год. Да и они-то к нам попали случайно...

— Ну а фамилии курсантов в этих ведомостях есть?

Хранитель принесла мне папку с документами. На столе

лежали ведомости выдачи денежного довольствия командованию школы, инструкторам, обслуживающему персоналу... А вот и курсанты. Четко выписанные фамилии и инициалы. Это, без сомнения, ценная находка. Бегло просматриваю списки. Прежде всего ищу фамилию курсанта Н. Д. Немцова. Вот она — в списке 3-го отряда 3-й авиаэскадрильи. Хорошая память у Николая Дмитриевича, он запомнил фамилии большинства курсантов своей учебной группы, но, конечно, не мог запомнить курсантов всего отряда. Ведь в нем было 127 человек!

Денежная ведомость 1-го отряда 2-й авиаэскадрильи. Как стало известно из письма откликнувшегося на публикацию В. С. Климова, большинство курсантов этого отряда были ленинградцы. Нахожу В. С. Климова и упоминаемых им Г. В. АНИСИМОВА, В. П. БОЛДЫРЕВА,

A. ГРОМОВА, А. В. МАКСАКОВА, Б. НУТРИХИНА,

B. И. ПАНИЧЕВА, А. Е. ЯКУШЕВА. А вот и И. В. НИКОЛАЕВ. На нем надо остановиться подробнее. Как уже сообщалось, летом 1973 года во время работ экспедиции в Аджимушкайских каменоломнях был найден обрывок списка комсомольцев 1-й роты подземного гарнизона При реставрации документа сотруднице Государственного исторического музея Т. Н. Ютановой и мне удалось восстановить следующий текст: «...Васильевич, 1922 г. рождения, русский, в комсомоле с 1937 года, колхозник, Ленинградская область, Островск......цевский с/совет, дер.

Ручмията». С помощью газеты «Молодой ленинец» Псковской области, куда после войны стал входить Островский район, удалось восстановить утраченную часть текста: «Николаев Иван Васильевич, Пальцевский сельский Совет, деревня Рубанята». Когда я получил первые сведения о И. В. Николаеве, сразу же вспомнил, что фамилия его есть и в списке комсомольцев обслуживающего персонала подземного госпиталя Аджимушкайских каменоломен. Этот список (всего 60 фамилий) мною был обнаружен в 1969 году с помощью научного сотрудника Н. П. Ваулина в запаснике Центрального музея Вооруженных Сил СССР. Вместе с И. В. Николаевым назывались комсомольцы ГОРЧАНОВ Евгений Васильевич, ХРУПОВ Алекс. Иванович, ИЩЕНКО Иван Захарович (фамилия последнего была написангС нечетко). И вот, просматривая денежную ведомость «ленинградской эскадрильи», я увидел фамилии Е. В. Горчанова и А. И. Хрупова. Сразу же многое стало понятно. Не хватало медицинского персонала — и в госпиталь направляли курсантов. Это была тяжелая, ответственная работа. С ней могли справиться только самые добросовестные и честные люди. В 1943 году, когда советские воины освободили от фашистов село Аджимушкай и спустились в каменоломни, они увидели в подземном госпитале среди умерших, непогребенных бойцов и работников госпиталя... До последнего дыхания они выполняли свой долг.

Сохранились ли какие-нибудь данные в документах подземной обороны о других курсантах «ленинградской эскадрильи»? Сохранились, но читаются чрезвычайно плохо. В упоминаемом уже списке комсомольцев 1-й роты удалось прочитать: «...Николаевич, 1922 года рождения, русский, в комсомоле с 1938 г., Ленинград, Повар...» Далее текст утрачен. Но это, очевидно, Поварской переулок, который расположен рядом с Владимирской площадью. В переулке всего несколько домов, в одном из них и жил кто-то из бойцов подземного гарнизона. Сведения о другом ленинградце: «...Владимир Петрович, 1922 года рождения, русский, в комсомоле с 1937 года, Ленинград, ул. Проф... 1...». «Ул. Проф...», очевидно, означает улицу Профессора Попова. Есть такая улица в Ленинграде на Петроградской стороне. Но как установить фамилию? Я просмотрел в денежных ведомостях инициалы всей группы курсантов-ленинградцев. С инициалами «В. П.» есть только два курсанта: В. П. АНТОНОВ и В. П. ДОБРОВОЛЬСКИЙ. Может быть, это адрес кого-нибудь из них? Надеюсь, что дальнейшие поиски внесут ясность в этот вопрос.

Как уже отмечалось, в состав подземного гарнизона вошло много бойцов, командиров и политработников и из других частей и соединений Крымского фронта. Как я уже писал, в каменоломни попал почти весь 65-й отдель-

1 «Вокруг света» 1974, № 7.

ный восстановительный железнодорожный батальон которым командовал капитан Ф. М. Золкин. Благодаря ветеранам этого батальона А. И. Лодыгину, К. М. Бодрову, Е< Ф. Кохановой (Велигоновой) и поискам в Архиве Министерства обороны СССР удалось разыскать родственников многих командиров и политработников, воевавших в каменоломнях.

Однако поиск рядового и сержантского состава был крайне затруднителен. Основная причина этого заключается опять же в отсутствии архивных документов. В фондах 36-й железнодорожной бригады, которой подчинялся батальон, удалось найти два политических донесения за апрель 1942 года. Донесения довольно подробно сообщали о восстановлении и ремонте железной дороги на Керченском полуострове, а также о ходе подписки воинов-железнодорожников на военный заем. В этих документах, кроме известных уже командиров и политработников, упоминается ряд бойцов и младших командиров. Вот их фамилии: АЛГАШОВ, ГЛУХУШКИН, ГЕРАНИН, ЖЕЛА-СКОВ, KAXTOB, КОЛОЧЕВ, КОЛОЧЕК, КУСТОВ, ЛИ, ЛИСОВ, ЛОГИНОВ, МАКЕЕВ, МАРКЕЛОВ, НАЙМУ-ШИН, ОРОМЕНКО, ОСТАШКИН, ПАНТЮХИН, ПЕНЯ-СОВ, РЫЖАКОВ, СИЗЫЙ, СУКОНИН, ФОЕНКОВ, Н. А. ШЕНЕЦ, ЩЕБЕТИН. Из перечисленных участников по аджимушкайским документам известен Н. А. Ше-нец. В списке раненых коммунистов подземного госпиталя читаем: «Шенец Николай Акум, русский, кандидат в чл. ВКП(б), сержант, скончался 30 мая 1942 года».

Неоценимую помощь в поисках героев Аджимушкая оказывают читатели. В публикации «Пропавшие без вести?..» говорилось о младшем лейтенанте Зенцове. Именно под этой фамилией упоминается он несколько раз в найденном после войны дневнике А. И. Клабукова. Но фамилия оказалась искаженной, это стало ясным, когда откликнулись родные Евгения Земцова.

Земцов родился в 1922 году в Москве, был очень музыкально одарен. Учась в средней школе, играл в ансамбле народных инструментов при Московском Доме культуры железнодорожников. После окончания школы работал преподавателем музыкального училища. Готовился к поступлению в консерваторию. За месяц до начала войны Евгения Земцова призвали в армию, и в августе 1941 года он уже принял боевое крещение. В одном из своих писем из госпиталя он писал: «Пробыл на |фронте я около двух месяцев, все время на передовой линии. Я все-таки счастливый человек, т. к. выходил целым из таких переделок, что сам после удивлялся. В боях я все время был впереди, за что меня назначили командиром. Им я и пробыл до последнего дня, когда меня ранило осколком в ногу».

Евгения Земцова любили товарищи по обороне Малых Аджимушкайских каменоломен. Вот что писал о нем А. И. Клабуков в своем дневнике: «Земцов — это интеллигент, парень он справедливый... Трудностей раньше не видел, ослаб, но не ноет. Это наш парень... Если выйдет отсюда, будет хорошо работать, будет преданным большевиком...» Командир взвода связи 1-го запасного полка Крымского фронта младший лейтенант Е. А. Земцов, как свидетельствует А. И. Клабуков, умер в каменоломнях от голода и ран 20 августа 1942 года, на 97-й день обороны подземной крепости.

Можно пытаться искать следы участника обороны, если есть его фамилия, имя... А если нет и этого? А. Г. Сте-паненко, ныне директор Глушковской школы Курской области, в своих воспоминаниях сообщил о своем товарище по Мичуринскому инженерному училищу и Аджимушкаю — неизвестном нам лейтенанте, погибшем во время охраны одного из выходов каменоломен. Имя и фамилию его А. Г. Степаненко, к сожалению, забыл. Но что точно помнил, так это место его работы до войны и даже должность: райисполком станции Касторная; инспектор по народнохозяйственному учету. Я написал школьникам поселка Касторное. Через местных жителей, ветеранов труда ребята установили, что инспектором по учету при исполкоме работал до войны СИБИРЦЕВ Лев Панфилович. Весной 1942 года он действительно закончил Мичуринское училище, позже был на фронте. Родственников Сибирцева Л. П. в Касторном не оказалось, но ребятам все же удалось найти у местных жителей его любительскую фотографию. Получив снимок, А. Г. Степаненко узнал своего товарища. Еще один аджимушкаец стал известен.

Так постепенно раскрываются имена людей, которые в мае 1942 года находились в каменоломнях. За последние годы нами выявлено около ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ новых имен, и есть вполне реальная возможность это число увеличить. Нужна кропотливая совместная работа историков, журналистов, реставраторов и активная помощь со стороны участников боев за Керчь 1942 года.

1 После переправы войск Крымского фронта батальон был восстановлен и получил название 55-го отдельного железнодорожного восстановительного. Списки потерь командного состава за май 1942 года от штаба этого батальона шли уже под новым названием, что нашло отражение и в нашей предыдущей публикации («Вокруг света», 1974, № 2).

2 «Вокруг света» JSTe 4