Вокруг света 1975-04, страница 54Т. МИКЕЛАДЗЕ: Эта находка буквально ошеломила нас. А ведь мы, грузинские археологи, вроде бы и избалованы шедеврами античного искусства, которые нам дарит земля Колхиды... Но, видимо, привыкнуть к этому нельзя. В 1961 году экспедицией Нины Виссарионовны Хоштария вблизи колхидского города Вани было обнаружено погребение, в котором нашли более тысячи золотых изделий. Это открытие вместе с другими, сделанными тогда же, как бы подвело черту под спорами о реальности существования страны Золотого Руна античных мифов и преданий. Отныне уже нельзя было сомневаться, что эта страна существовала и была именно такой, какой рисовалась по древним текстам: могучее, богатое, золотообильное царство с многочисленными и многолюдными городами. Позднейшие раскопки на этом месте добавили к этой картине новые краскиИ поэтому батумская находка, я бы сказал, — закономерное счастье-науки. Пока еще нельзя точно определить, где именно были изготовлены эти предметы. Изделия античной эпохи, обнаруженные при раскопках на земле Колхиды, весьма своеобразны. В них угадываются влияния Востока и Греции и в то же время чрезвычайно сильно видны традиции местных мастеров. Классическая античность и художественные традиции Востока именно потому и привились так хорошо на земле Колхиды, что здесь уже существовала высокая культура. Не знаем мы также, как и почему эти сокровища оказались в земле. Видимо, каким-то образом история их связана с судьбой старой крепости, Около которой они были найдены. Крепость эта имеет почти двухтысячелетнюю историю. Известный римский ученый Плиний (I век нашей эры) писал о ней в своей «Естественной истории», что «в 140 ООО шагах от Трапезунта находится река Абсар с соименной крепостью у устья». Древнегреческий писатель и историк, жрец и полководец Арриан, обследовав в качестве наместника римского императора в 134 году нашей эры юго-вос-точное и восточное побережья Черного моря, в своем отчете указал, что «в Абсаре 5 когорт» римского войска. Пять когорт — это от двух до трех тысяч солдат. А в Италии была обнаружена надпись, в которой тоже упоминается причерноморский город Абсар, как место средоточения крупных воинских подразделений. Все это позволяет сделать вывод, что Абсар уже в начале II века нашей эры был опорным пунктом римлян на восточной окраине империи, значительным и большим городом, крепостью Колхиды. В источниках нет сведений о том, когда она была основана. До появления римлян здесь, по-видимому, уже существовал город. Согласно Арриану еще в начале II века нашей эры было известно предание о том, «что когда-то в древности местность Абсар называлась Апсиртом, так как будто бы здесь от руки Медеи погиб Апсирт. Даже указывают могилу Ап-сирта». Таким образом, древней традицией основание города увязывалось с колхидским царевичем Апсиртом — одним из героев легенды о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руиом. Наличие поселений начала I тысячелетия до нашей эры во внутренней части крепости подтвердили раскопки Батум-ского научно-исследовательского института АН Грузинской ССР. 1 О раскопках вблизи города Вани см. «Вокруг света» № 10, 1970, И. Можейко «Холм Золотого Руна». Абсар упоминается и в византийских источниках. В грузинских исторических источниках также неоднократно упоминается город Абсар, однако с VIII века хронисты стали называть его Гонио. Это название и сохранилось до сих пор. То ли внушительность Гонийской крепости, то ли интригующие сведения античных писателей об Абсаре, а по всей вероятности и то и другое, уже давно привлекали внимание исследователей. Ф. И. Успенский в своем докладе, представленном в Российскую Академию наук, дает обстоятельное обоснование необходимости археологических исследований в древнем Абсаре. 12 мая 1917 года Археологическая Комиссия выдает открытый лист на проведение археологических исследований окрестностей Батуми. Задолго до этого еще в конце 70-х годов прошлого столетия к юго-восточному побережью Черного моря проявляет большой интерес знаменитый Г. Шлиман, которого сюда влекла «тесная связь старинной Греции и древней Колхиды». С этой целью он обращается с просьбой в императорскую Археологическую Комиссию «дозволить ему произвести археологические раскопки в Закавказье по горному Черно-Морскому побережью». Всем этим начинаниям не суждено было осуществиться, но и известия античных писателей, и научная обоснованность стремления Ф. И. Успенского, и предчувствия гениального Г. Шлимана оправдались последующими исследованиями. Археологическими экспедициями Академии наук Грузии на территории Гонийской крепости и в ее окрестностях обнаружено много памятников римского времени, непосредственно связанных с периодом расцвета города Абсара, свидетельствующих о высоком уровне городской жизни. Здесь была, как видно, резиденция высокопоставленных колхидских вельмож, правителей этой провинции, у которых в пределах города был и свой фамильный некрополь. Найденные в прошлом году сокровища — не первые открытые здесь: на территории близлежащего села Гонио было и ранее обнаружено несколько погребальных комплексов драгоценных вещей. Но по своему значению открытый в прошлом году — превосходит все. Найденные вещи являются одним из значительных комплексов в археологическом материале Грузии первых веков нашей эры. Научное значение этой находки трудно переоценить. Отдельные изделия представляют собой выдающиеся произведения грузинского ювелирного искусства начала нашей эры, в которых явно проглядывают как древние традиции грузинского златокузнечества, так и отдельные элементы и мотивы, нашедшие свое дальнейшее развитие в художественных изделиях Грузии феодальной эпохи. К изучению «Гонийской находки» еще только приступили, но по отдельным аналогиям ее предположительно можно отнести ко II—IV векам нашей эры, к периоду расцвета города, одному из правителей которого и принадлежали, по-видимому, эти драгоценности. На стр. 50—51: Гонийская крепость, чеканная золотая чаша и золотая бляха с чеканным изображением всадника из «Гонийской находки». Подобные бляхи были распространены в Западной Грузии во II— IV веках нашей эры. На стр. 53: Чеканный золотой медальон с композицией «Схватка зверей». Этот мотив был широко распространен в иранском и греческом искусстве, однако в грузинском златокузнечестве он принял своеобразный характер. Золотое украшение и массивная золотая скульптурка обнаженного юноши в шлеме, украшенном схематическим изображением солнца. 52 |