Вокруг света 1975-06, страница 49

Вокруг света 1975-06, страница 49

I

I

>

Как только вертолет начал взбираться на Киргизский хребет, в него ворвались запахи первого снежного холода, и мы задышали густым паром.

Федотыч натянул поглубже ушанку и начал наряжаться в валенки, Ермолов с усами, разукрашенными инеем, спрятал аккумулятор за пазуху и прикрыл полой тулупа кинокамеру. Черкасов часто протирал пальцами заиндевелые стекла очков, дышал на руки и, когда они отогревались, делал какие-то пометки на карте.

Я вспомнил ту историю с поплавками и крикнул Черкасову на ухо, чтобы он мог услышать в грохоте вертолета:

— Кизяк снегом занесло, что делать будем?

—" Башмаки свои на веревке пускать по реке, — громко рассмеялся Черкасов и добавил: — Вертушка есть!

— Узнаешь:' — крикнул мне Стависский и показал рукой вниз.

Я отрицательно покачал головой, хотя узнал Кольтор. Разве можно сравнить то огромное, мутное, набухшее от многоводья озеро с этой ярко-синей линзой воды в уютном ложе слепящих снежной белизной гор? Теперь, спокойное, невинное, оно прилегло у ног заснеженной плотины и согласилось даже на время зимнего сна спрятаться под лед — забереги пошли по краям.

Я смотрел на Леню Черкасова, Федотыча, Яна Семеновича и Алешу Ермолова, занятых в это время осмотром с воздуха своего Кольтора, и думал о том, что раньше называл их про себя «пожарниками», которые сломя голову неслись на «водные пожары», а теперь они стали для меня больше похожи на дотошных врачей, которые ни зимой, ни весной не дают покоя своим «пациентам» — озерам, постоянно держа руку на их пульсе.

Цирулин послал зеленую ракету, чтобы определить направление ветра. Она изогнула крутой дугой дымчатый хвост и потерялась в озере. Машина взревела и начала соскальзывать вниз, к озеру, с горки морозного воздуха. Мы пошли на посадку...

ЗАГАПНИ ПРОЕКТЫ ОТКРЫТИЯ СЕНСАЦИЯ В ОКЕАНЕ

Десять месяцев бороздило южные воды Тихого океана американское научно-исследовательское судно «Мелзилл». На его борту ученые семи стран выполняли международную программу

«Джиосек», цель которой — лучше изучить химическую структуру Мирового океана. И вот, когда судно приблизилось к негостеприимным берегам ледяного континента, было сделано неожиданное открытие...

До сих пор считалось: посылаемые Антарктидой холодные воды проникают в умеренные широты по самому дну лишь импульсами, толчками, да и то узким языком, «лижущим» только западную окраину этого бассейна.

И вдруг данные всех измерений — температурных, химических, геофизических — опровергли это мнение. Перед изумленными океанологами предстал хо

лодный поток шириной чуть ли не в 1200 миль. Никаких «всплесков» и «замираний» он, оказывается, не признает, а, наоборот, обладает довольно постоянным и напористым характером. Правда, скорость течения очень невелика: на то, чтобы добраться ему от берегов Антарктиды до центральных районов Тихого океана, где он полностью рассасывается, уходит без малого тысяча лет.

И все-таки, несмотря на свою медлительность, новое течение — одно из крупнейших в Мировом океане. Оно очень сильно влияет на всю водную массу, а через нее — на низшие слои атмосферы, где формируется погода близких и далеких широт. Поэтому не только океанологи, но и метеорологи — синоптики и прогнозисты — с жадностью ожидают новых подробностей о течении, которому еще даже не присвоено названия.

РАСТЕНИЯ В ОПАСНОСТИ

В конце 1974 года совещание ботаников США составило список растений, существование которых находится под угрозой.

Согласно этой оценке около десяти процентов видов растений США находится на грани полного исчезновения. Самое угрожающее положение на Гавайских островах: там опасность грозит 1267 видам тропической флоры. Двести шестьдесят шесть видов гавайских растений уже можно считать вымершими — и всего лишь за десятилетие. Даже в полупустынных районах Америки, где проникновение человека еще не столь ощутимо, многие растения стали большой редкостью (экземпляр одного из видов кактуса, который еще недавно был довольно распространенным, ныне стоит триста долларов).

47