Вокруг света 1975-08, страница 36Работу себе тоже выбирать не приходилось. Искать ее не поедешь — пропускная система; даже если захочешь из Овамболенда в Окаванго перекочевать — а это ведь округа вне «полицейской зоны», — все равно приходится выправлять разрешение, да еще с какими трудностями! Система найма очень жестокая. Как подрядился на полгода, на год или на полтора — уже никуда не денешься. Так и будешь зарабатывать шесть центов в час. Как, по-вашему, много это или мало? По-моему, только чтобы с голоду не подохнуть. И ведь сколько наших митингов разогнали — не сосчитать! А мы снова собирались. В сущности, буры 1 почему бесятся? Мы — первая за всю историю страны молодежная организация протеста. Вот и гоняются за нами, как псы, сажают в тюрьмы, забивают до смерти. Меня, к счастью, судьба миловала: за решетку не попал. Хотя решетка — это, конечно, условность: большинство наших тюрем открытые. Люди бродят по песку под солнцем, и по три дня — ни еды, ни питья. Так продолжается месяцами — пока еще надумают суд начать. Если начнут вообще. Очень многих арестовывают тайком. Пропал человек — и ни друзья, ни родственники понятия не имеют, где он, что с ним. А человек в это время сходит с ума от пыток. Привяжут его к стене — руки вытянуты над головой — и следят: чуть шевельнется сразу же бьют палками по локтям и коленям. Несколько таких избиений, и человек становится калекой. Однако запугать нас не так-то просто. Слышали когда-нибудь 1 Буры, или африканеры потомки выходцев из Голландии, .к новная часть белого населения ЮАР выражение — «человек без перьев»? Это у нас так про трусов говорят. Так вот, будьте уверены, все наши давно уже «оперились»...» «УАЙТСТАН» И «ХОУМЛЕНДЫ» Работа Комиссии Одендааля свелась вкратце к следующему. Несколько экспертов, выделенных правительством Южно-Африканской Республики, внимательно «разобрались» с положением в стране и предложили перераспределить 17 бывших резерватов в... 10 новых бантустанов (так называются территории в самой ЮАР, отведенные под места жительства коренного населения). Правда, комиссия столкнулась с непредвиденной трудностью — не все племена в Намибии бантуязычные, — но быстро «нашла выход» из положения. Намибийский вариант бантустана стал называться «хоумлендом», что можно перевести как «родная земля» или «отечество». В этом и заключался смысл «выводов»: каждой этнической группе — но родному уголку. Нама будут жить в Намаленде, бушмены — в Бушменленде, гереро — естественно, в Герероленде, и так далее. Белым гоже, оказывается, отведена территория — Уайтстан, «Земля белых люден». Столь идиллическая и грандиозная панорама не могла скрыть гого факта, что Уайтстан — это гигантское пространство Bt-льда в центре страны, где только и возможно скотоводство. Больше того, из 35 тысяч артезианских скважин, разбросанных пи стране, тридцать четыре с половиной тысячи каким-то образом оказались на «Земле белых». Намаленду досталась вода с таким высоким содержанием солей, что ее не может пить цаже скот Герероленд оказался новее без воды. Собственно, Уайтстан занимает почти половину страны. Это. однако, не означает. что вторая половина целиком ответе и а для «чоумлендов» В «Землю оелыч», которая, по сути, представляет собон чисто фермерскую территорию. официально не входят огромные заповедники. «Берег скелетов», охотничьи заказники «Этоша-Пан» ч «Намиб» и. оазумеется. алмазоносные районы. В будущем ЮАР предполагает включить эти земли в свои границы Последним «достижением» Комиссии Одендааля 6ы\<1 идея предоставить крупнейшим округам Нетумбо Нанди. (Фото В. Рунова, АПН) самоуправление. В Овамболенде, Окаванго и Восточном Каприви образовались местные правительства. Основную часть кабинетов назначили власти Претории, меньшую избрали посредством голосования в племенах. Так или иначе, а с исполнительными органами справились, дело оставалось за «малым» .— выборами в законодательное собрание. Вот здесь-то «Выводы Комиссии Одендааля» и ощутили первый удар: в Овамболенде проголосовало лишь два с половиной процента избирателей. Легко догадаться, что бойкот выборов был подготовлен СВАПО. Члены ее обошли десятки тысяч избирателей, забрались в самые отдаленные селения и везде сумели найти верные слова. Больше того, все оппозиционные движения в стране объединились под знаменем национального конвента — организации, целью которой стало самоопределение Намибии, как единого государства, и ликвидация апартеида. ГОРЬКИЕ КОРНИ ОМИДИКИ ...Встреча в «Юности» оказалась не последней. В марте в Доме Союзов проходило Международное консультативное совещание по подготовке Всемирной встречи девушек. Была там и делегация СВАПО, а в ее числе — моя знакомая, Нетумбо Нанди. За два прошедших месяца она успела побывать в Замбии, посетить несколько партизанских лагерей, организованных там намибийскими патриотами, и снова приехала в Москву. Тогда я и узнал продолжение ее истории. ...Суд над Нанди в конце концов состоялся: она получила три года тюрьмы — на этот раз «настоящей». Правда, власти были настолько уверены в силе и надежности полицейского режима, что дали Нетумбо отсрочку. Девушка оказалась на свободе и использовала это неожиданное послаб\ение: бежала из страны. По счастью, от границы с Анголой ее отделяли всего несколько десятков километров. Затем был долгий — чуть ли не в тысячу километров — путь до ангольского города Вила-Лузу, и здесь Нанди окончательно повезло. За несколько дней до ее побе- Так выглядит вельд в Восточном Каприви. В этих или в похожих на эти местах лежит один из множества путей намибийских беженцев к свободе 34 |