Вокруг света 1975-09, страница 21

Вокруг света 1975-09, страница 21

В. ХАЙНОВСКИЙ, Г. ШОЙМАН

ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ

Итак, военщина считает своих узников «военнопленными». Но на какой войне они взяты в плен? Военщина утверждает — и этим обосновывает свой террор, — что в Чили налицо «состояние внутренней войны». Однако каждый, кто видел ситуацию в стране после фашистского путча 11 сентября 1973 года, знает, что о «внутренней войне» 1 там не идет и речи;

1 11 сентября 1974 года было отменено провозглашенное в нарушение конституции «состояние войны» и вместо него объявлено «осадное положение в степени внутренней обороны», с тем чтобы ' ввести в заблуждение мировую общественность.

утверждение это шито белыми нитками и пущено в ход специально для того, чтобы можно было пренебречь даже видимостью законности. До тех пор, пока в Чили существует хотя бы один «лагерь военнопленных», чилийская военщина выполняет бесславную роль оккупационной власти в собственной стране.

Трудно передать словами то тягостное впечатление, которое оставляет концлагерь в Писагуа. Представьте себе мрачный кубический блок из бетона. Прежние заключенные — уголовники — из него удалены: взломщиков, карманников, сутенеров и мошенни

ков либо амнистировали, либо перевели в другие места. Теперь сюда помещены более опасные «преступники»: члены партии Народного единства, политические активисты. Тюрьма переполнена до отказа. Рабочие команды, составленные из первых арестантов, спешно чинят жалкие халупы, оставшиеся со времен массовых ссылок, практиковавшихся Виде-лой. В старые камеры-клетушки порой попадают и сыновья тех, кто некогда сидел в Писагуа.

Беспрерывно тянутся колонны заключенных — одни на работу, другие с работы, — хрипло выкрикивая военные песни. Чаще

2*

19