Вокруг света 1975-09, страница 35щах «собирающегося заниматься живописью» человека не было ни мольберта, ни альбома, ни красок, ни палитры, но все это заметили позже, когда полиция устроила на квартир» Карху обыск. Произведений современной африканской живописи тоже не оказалось. Зато квартира была набита скульптурой: богами и божками, вырезанными из эбенового дерева и слоновой кости. На первый взгляд ничего криминального в этом нет: ну любит человек африканское искусство, вот и покупает разные статуэтки, благо в любом африканском городе с избытком хватает резчиков, предлагающих свои изделия прямо на улицах. Но скульптуры в чуланчике мистера Карху не были приобретены на улицах. Нельзя их было купить и в магазинах, даже самых шикарных, самых дорогих. Их вообще нельзя было купить законным путем. То были священные для африканцев предметы — ритуальные изображения предков, в которых, по традиционным верованиям, заключена жизненная сила племени. В нашу задачу не входит разбор правильности этих верований и справедливости утверждений о том, что пле мя может погибнуть, если священный предмет исчезнет. Следует только отметить, что такие представления существуют, и африканские племена берегут свои святыни как зеницу ока. Вот тут-то мы и подходим к существу дела. В который раз можно убедить ся в правоте мудрого изречения о запретном плоде. Запретный плод действительно сладок. Долгое время европейцы относились к африканскому искусству пренебрежительно: неумелые поделки невежественных дикарей. Разве можно сравнить их с классическими образцами Эллады и Рима? Что за странное нарушение пропорций? В эпоху колониального «освоения» Черного континента завоеватели при возили в Европу статуэтки из черного дерева и слоновой кости, и они занимали свое место среди курьезов и раритетов — копий, щитов, тамтамов — где-нибудь над камином. Потом сложные пути развития искусства привели к тому, что к африкан В № 9 нашего журнала за 1974 тд мы рассказывали о «Злоключениях Афо а-Кома» — бога-покровителя племени ком в Камеруне. Похищенный и проданный за океан, он в конце концов вернулся к своему народу. Возвращение Дфо-а-Кома стало многодневным праздником племени... 3 «Вокруг света» № 9 ской скульптуре стали относиться с уважением: европейские художники стали открыто подражать африканским. Кстати, в современной пластике четко видно африканское влияние. И те лее самые люди, которые считали, что «негритянские деревяшки» в лучшем случае — курьез, превратились немедленно в «знатоков и ценителей» древ него и самобытного искусства. Великая все же вещь мода! За модой последовал спрос, за спросом — предложение. Десятки людей в странах Черной Африки переключились на изготовление скульптур — от произ ведений высокохудожественных до прямой халтуры. В магазинах Европы и Америки появился полный набор «1 "art africain» — от крошечных масок до чуть ли не в человеческий рост скульптур. И естественно, каждый человек, располагающий умеренным достатком, смог приобрести себе тамтам, щит или фигурку с удлиненной головой и подчеркнуто выпяченными губами. Согласитесь, что владеть тем, чем может обладать каждый, по меньшей мере неинтересно. Снобу, которому хочется украсить жилище сушеной головой подлинного индейца племени хи- |