Вокруг света 1977-05, страница 69«рено» и «ситроенами». Спешат домой после рабочего дня прохожие. И вдруг... громкая дробь заглушает привычный городской шум: над головами людей на протянутом поперек площади канате балансирует некто с абсолютно синим лицом и бьет в огромные барабаны. Прохожие останавливаются — согласитесь, не каждый день увидишь в современном городе такое зрелище. На небольшой пятачок посреди собравшейся толпы выскакивает акробат. Он похож на большущего лохматого паука с зелеными полуметровыми лапами, которые, впрочем, не мешают ему выделывать поразительные кульбиты. А другой актер, загримированный под седогривого льва, залез на ограду и, крутя сальто на узенькой чугунной перекладине, подтрунивает над зрителями. Мальчишки визжат от восторга и пытаются острить в ответ. Зрители постарше смеются и аплодируют. Так начинает свое представление парижский уличный театр «Дворец чудес». У него нет постоянного помещения, да это и не нужно, театр выступает всюду, где находит зрителя: под открытым небом на небольших площадях, улицах и рынках. Нет и декораций — их заменяет улица, ее дома и люди, которые в этих домах живут. Постоянного текста сценария у спектаклей тоже нет: есть идея, и, импровизируя по ходу представления, актеры обращаются непосредственно к зрителям, отвечают на вопросы, включают их реплики и действия в свой — пот здесь, сейчас, на глазах у всех создаваемый спектакль. И еще: необыкновенно яркие костюмы, фантастический грим, облака розового дыма, всполохи огня, фейерверк, блестки, молнии и рокот грома. Ведь не так-то просто привлечь внимание современного человека, заставить его остановиться и отключиться на минуту, а то и на час — ровно на столько, сколько длится представление — от городской суеты, от своих мыслей и дел. Но современный уличный театр — это не только яркое зрелище, буффонада, фантастическое представление. Это прежде всего разговор со зрителем о жизни. Это попытка вместе с ним разобраться в том, что происходит сейчас, произошло когда-то или может случиться завтра здесь или на другом конце света. Так в сегодняшней Франции возрождается прекрасная тради-, ция народных театров — с трубадурами, мимами, акробатами и шутами. И сегодня, как когда-то, как сотни лет назад, спешат люди, заслышав бой барабана, спешат, как на праздник, «а веселое, красочное, феерическое представ ление бродячих комедиантов. И, как сотни лет назад, звучит над толпой голос зазывалы: «Спешите! Все! Через мгновенье мы вам покажем представленье!» |