Вокруг света 1977-05, страница 68

Вокруг света 1977-05, страница 68

Н. БАРАТОВА

ВОЗВРАЩЕНИЕ БРОДЯЧИХ КОМЕДИАНТОВ

Пятнадцать лет десятки каменотесов, скульпторов, резчиков вырубали в монолитной скале погребальные камеры, украшая их рельефами и надписями, рассказывающими о жизни Нефера и всей его семьи... Нефер с охотничьей собакой. Нефер, проводящий «инспекцию охотников и рыболовов». (Мы знаем даже, что во время этой инспекции к его столу было подано одиннадцать сортов рыб.) Жена Нефера, «знакомая царя», в парике, амулетах и ожерельях, в длинном декольтированном платье. Парик ее украшен диадемой — знаком певцов.

Нефер умер, «когда стал чудесным стариком», в 2400 году до нашей эры, и был похоронен со всеми возможными почестями в своей гробнице рядом с отцом. Но, видимо, с его смертью материальное положение семьи резко ухудшилось. Ни братья Нефера, ни его сыновья уже не могли занять положение своего высокопоставленного родственника: как профессиональные певцы они не продвинулись дальше званий инспекторов пения, а в качестве придворных — положения лишь «знакомых» фараона. Похоронены они были в той же гробнице причем в «несвященном» месте—а это уже свидетельство полной нищеты некогда могущественного и богатого рода.

Постепенно дело дошло до того, что потомки Нефера не могли даже защитить семейный склеп — была взломана ложная стена, за которой хранились священные статуи, а сами статуи похищены.

В этом полуразрушенном и оскверненном склепе и был похоронен Вати. Мы знаем, что он был знаком с сыновьями Нефера, возможно, приходился им дальним родственником, но, видимо, был настолько бедным даже по сравнению с ними, что увековечить родственную связь какой-либо надписью не сочли нужным.

...И именно это и спасло для науки мумию Вати.

От Нефера и его сыновей не осталось ничего, кроме случайно сохранившихся рельёфов и надписей, по которым исследователи восстановили всю эту историю. Но саркофаг с мумией Вати поставили туда, куда ни грабителям, ни строителям заглядывать было просто уже ни к чему...

Так и «дожил» до наших дней Вати — заурядный при жизни своей человек и заштатный певец.

А. ГУРНОВ

«Сюда, все дурни, — толстые, худые, седовласые и молодые, премудрые и вовсе без мозгов! На масленой неделе в воскресенье ваш друг дает на рынке представленье!» — Клич зазывалы и бой барабана ворвались в шум и гам ярмарки. И, побросав свои дела, не распродав товара, не дослушав собеседника, заторопился народ на площадь.

Это было очень давно — в ту пору, когда бродили по дорогам Франции веселые трубадуры, лихие акробаты и невозмутимые фокусники. На шумных городских площадях, торговых улицах и базарах наскоро сколачивали они подмостки. И смеялись люди над прибаутками скоморохов, над сценками-фарсами и шутовскими проповедями. Удивлялись ловкости акробатов, смелости укроти

телей диких зверей и канатоходцев. И грустили, слушая менестрелей. Приезд в город бродячих артистов всегда был событием, праздником, их ждали, а потом долго — месяцы, а то и целый год, кто знает, когда они объявят ся снова, — вспоминали их представления.

Прошло время, и исчезли бродячие комедианты. Более трех веков назад появился во Франции привычный нам театр с залом, кулисами и сценой, где ставились трагедии и комедии. Этот театр завоевал зрителя, и бродячие артисты пошли под его крышу, влились я группы профессиональных актеров.

...Есть в Париже небольшая площадь Сент-Катерин. Мальчишки играют тут в прятки между пристроившимися у тротуаров

66