Вокруг света 1977-06, страница 11

Вокруг света 1977-06, страница 11

производства. Щедрость, с какой делятся обладающие опытом, равноценна лишь щедрости, с какой этот опыт воспринимается, осваивается и укореняется.

В Дархане, в просторном, но уже тесно «обжитом» теперь клубе — Музей трудовой славы. С далеких дней 1962 года хранятся здесь увеличенные любительские фотографии первых колышков и первых строителей, первых палаток и первых проектов. Он очень «нему-зеен», этот музей, потому что переполнен проектами и перспективами. Видно, как трудно врастали в степную долину дарханские предприятия и улицы. И кому-то едва верилось, что будут казаться всегдашними предприятия и школы, и ребятишки — урожденные дар-ханцы — и поселки при станциях железной дороги — каждый своего, но обязательно ясного цвета.

И жизнь Эрдэнэта, Третьего города, намечена была здесь. Тогда вся страна работала «на Дархан». Теперь вся Монголия, и Дархан прежде всего, работает «на Эрдэнэт».

Пришел его час.

...По эрдэнэтской улице парнишка тащит две распластанные бараньи тушки. Несут из магазинчика молоко и кумыс во внушительных бидонах: семьи здесь по десять-двена-дцать человек.

.Взбодрив улицу, нежащуюся на неярком солнцепеке, дробным топотом, замер одер* * жанный всадником конек. Человек ловко, петлей, накинул на столбик ременную уздечку, вошел, поправляя лисью шапку, в двери магазинчика.

Синькой подкрашенные стены, по ним полки. Пудреницы и транзисторы, ткани и посуда, книги и статуэтки. Обычный магазин обычного рабочего поселка, где товар не залеживается, где кримплен так же популярен, как магнитофонная пленка. И необычный тем, что кажется всегдашним, как и этот первый из четырех микрорайонов города Эрдэнэта.

Человек в лисьей шапке, завернув в кусок шелка электробритву и носки, упаковал их в переметную суму. Крепкие валенки его воткнулись в стремена, и, нетронутый камчой, конек наметом ушел в степное марево...

Фото А. ДОРФМАНА, Э. НОВГОРОДОВОЙ, И. СОГОМОНЯН

ГИБРАЛТАР В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ

Странное сооружение возникло в городке Г ар стон, в английском графстве Ланкашир. Здесь построен... Гибралтар.

Зачем? Рек или даже ручьев в Гибралтаре нет, а водопровод, протянутый с испанской территории, может быть в любой момент перекрыт. Положение, что и говорить, для бастиона неподходящее. Поэтому вот уже много лет, как на восточных склонах Гибралтара построены водосборники, собирающие дождевую и конденсирующуюся влагу. Они были призваны утолить жажду и населения и гарнизона. Но вот в 1975 году сильный шторм охватил Западное Средиземноморье. Мощная рука урагана схватила гофрированное и оцинкованное металлическое покрытие водосборника, сорвала его с деревянного каркаса и скрутила... в рулоны.

Повторения таких событий в Гибралтаре не хотят. Вот почему в Гарстонском аэродинамическом центре не поскупились возвести доподлинную модель Скалы в масштабе 1 : 5000. Обдувая ее в аэродинамической трубе, здесь получают сведения о ветровой нагрузке в любой части всех искусственных сооружений настоящего Гибралтара.

Специалисты по аэродинамике наконец смогли выработать рекомендации, содержащие не просто совет «прибейте гвоздями попрочнее». Например, они предложили впустить под поверхность водосборника... ветер. Тогда давление, возникающее сверху, уравновесится давлением снизу. И даже в шторм лист никуда не улетит.

МАРС:
ОТВЕТЫ И НЕДОУМЕНИЯ

Многомесячные исследования американских автоматических станций «Викинг-1» и «Викинг-2» так и не дали однозначного ответа на вопрос, имеется ли на Марсе жизнь. Приборы станции не обнаружили в почве сложных органических соединений, что как будто бы указывает на ее полную стерильность. Однако серия опытов по выявлению биологической активности образцов почвы дала неожиданный результат. Образцы, к примеру, помещались в питательные для микроорганизмов среды; в случае микробного размножения должно было нарастать

ЗАГАДКИ ПРОЕКТЫ ОГКРЫШЯ

выделение продуктов жизнедеятельности. Именно это и произошло. Будь дело на Земле, ответ был бы ясен: в почве присутствуют микроорганизмы. Но этот результат совершенно не увязывается с отсутствием в марсианском грунте органических соединений, поэтому вполне можно предположить, что «продукты жизнедеятельности» выделились в результате не биохимических, а чисто химических, присущих марсианской тючве реалсций, природа которых, однако, до сих пор неясна.

Успешней оказались другие исследования. Так, выяснилось, что «полярные шапки» Марса состоят в основном из чистого льда, а не замерзшей углекислоты, как это еще недавно предполагалось. Утром, сразу после восхода солнца из некоторых марсианских расщелин и кратеров поднимается легкий туман. Воды, таким образом, судя опо всему, на Марсе куда больше, чем считалось до полетов «Викингов»; похоже, что значительная часть влаги заключена в вечной мерзлоте марсианского грунта.

Уточнен состав марсианской атмосферы: в нем два-три процента азота, один-два процента аргона, три десятых процента кислорода, имеются следы окиси углерода, ксенона и озона. В основном же, примерно на 95 процентов, атмосфера состоит из двуокиси углерода. Ее плотность составляет лишь одну сотую от плотности земной атмосферы.

Химический анализ грунта показал высокое содержание в нем кремния (15—30 процентов) и железа (12—16 процентов). Высокое содержание железа, тем более кремния, характерно и для земных пород. Однако в марсианском грунте оказалось сравнительно мало алюминия (2—7 процентов), зато в нем существенно повышено содержание фосфора, хрома, никеля, ванадия и некоторых других элементов, которых в земном грунте относительно немного. „В целом ни одна земная порода не совпадает по своей химической характеристике с марсианской. Однако при этом надо учесть, что анализ был проведен всего в двух точках планеты.

9