Вокруг света 1977-09, страница 60съеденный остров и переселиться в Австралию. В конце концов, в «Науру Хаус» места для всех хвают. Но судьба изгнанников — пусть даже добровольных — науруанцев не устраивает. Остаться на острове? Но чем заниматься? Многие молодые люди получили образование: среди них филологи, юристы, один антрополог. При всем уважении к этим наукам приходится признать, что нация, , состоящая исключительно из гуманитариев, вряд ли могла бы просуществовать. Президент острова Бернард Довийого попытался решить проблему. ...Вот уже три года, как трюмы судов, идущих на Науру, заполнены землей. Первосортным черноземом, купленным на деньги, полученные от продажи фосфата. Землю эту, аккуратно запакованную в пластиковые мешки, складывают про запас. Потом ее уложат на коралловое основание. Фосфат для удобрения приходится покупать в Австралии. Проще, наверное, было бы оставлять его на месте, но договор на вывоз нарушать нельзя. Приглашенные агрономы составляют план сельскохозяйственного будущего Науру. Тем временем трое молодых науруанцев отправились на Новую Зеландиро обучаться фермерским наукам. Энтузиастов провожали всем островом, как героев. Появились даже проекты — если окажется возможным овцеводство — закупки целых лугов и пастбищ. Есть и другая точка зрения — возвратиться к образу жизни предков: разводить кокосовую пальму, ловить рыбу. Еще несколько энтузиастов отправились на Самоа: поучиться тому, что когда-то умели предки, там. Ковши экскаваторов все глубже и глубже вгрызаются в фосфатную землю Науру. Все больше обнажаемся коралловый скелет острова. Фосфатная компания доедает Науру. А на узком жилом пляже продолжаются дискуссии: завозить ли из-за моря батраков на грядущие поля? Или научиться самим пахать землю? Закупать трактора сразу или подождать развития техники и приобрести самые последние достижения ее? И хотя многие из проектов выглядят фантастически, все сходятся на одном: ни в коем случае не покидать Науру. Съеденный остров намерен вернуться к жизни... Л. ольгин Стан Ермака на пути в Сибирь (рисунок из летописи). О. Б А Д Е Р, доктор исторических наук по следдм BP МАКА щг—«г пругии, упорный ветер пу-щк А зырем раздувает гимна-fb-LJm стерку и рвет с головы пилотку — спутницу недавних фронтовых дней. Но здесь, на вершине Медведь-Камня, свистит только ветер, не надо пригибать голову, можно спокойно смотреть вдаль и думать, впитывать впечатления нового, еще незнакомого края. И даже... строить планы на будущее. На вершине, густо заросшей соснами, не так легко найти точку с хорошим обзором. Внизу блестит и уносит свои воды лента Тагила, на востоке лесистые холмы сливаются в синюю манящую даль. ...Почти четыреста лет назад здесь стоял атаман Ермак. Трудные сборы в строгановских городках давно миновали: остался позади путь от Нижне-Чусовских городков вверх по Чусовой, неудачная попытка пройти по Утке, путь по Серебрянке* зимовка в устье Ко-куя, тяжкий волок на Баранчу, где пришлось бросить многие лодьи. Немало дружинников устрашилось и ушло назад, вольничать в знакомых краях. Но те, что остались, — верные люди, с ними можно смело испытывать судьбу... Все преодолела несгибаемая воля атамана. И вот сейчас внизу, на берегу Тагила, стучат топоры, и люди копошатся вокруг белеющих стругов. Скоро снова в опасный путь, туда, на восход, в открывающуюся перед ними Сибирь.!. ...На Медведь-Камень меня привели слухи о расположенном здесь Ермаковом городище. Говорили о нем и в Нижнем Тагиле, и в соседнем селе Лая. Сведения эти оказались очень старыми, я нашел их и в литературе, начиная с книг XVIII века: академика П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства» и «История Сибири» Г. Ф. Миллера. И передо мной, как перед археологом, возникла заманчивая перспектива: найти и раскопать Ерма-ково городище у Медведь-Кам-ня; найти и раскопать бородок в устье Кокуя — место зимовки Ермака; обследовать современные 58 Экспедиция уходит в поиск
|