Вокруг света 1978-05, страница 43

Вокруг света 1978-05, страница 43

ВЛАДИМИР ДЕСЯТНИКОВ Фото и рисунок автора

ХРАНИТЕЛИ ЗВОНОВ

1683 годах, дают ноты «ми» и «соль» большой октавы, составляя с «Сысоем» мажорное трех-звучие. Из остальных колоколов точно датируются восьмидесяти пудовый «Баран», отлитый Емельяном Даниловым в 1654 году, и стосемидесятипудовый «Го-лодарь», заменивший в 1856 году разбитый древний колокол с тем же именем.

Радостное, праздничное звучание присуще ростовским колоколам. Чуть ли не за двадцать километров от города слышны их голоса. Они словно разрезают небо и несутся навстречу путнику — гостю великого города.

Колокола расположены в звоннице в один ряд. Пять звонарей становятся так, чтобы видеть друг друга. Язык «Сысоя» раскачивают два человека. Когда-то звон производился на три различных

настроя по особым нотам, составленным Аристархом Израи-левым. В 1884 году в Петербурге вышла его книга «Ростовские ко локола и звоны». В ней исследи ватель воспроизвел нотную запись древних звонов. По чертежам Аристарха Израилева в конце прошлого века были сделаны специальные камертоны. 11а Всемирной парижской выставке эти камертоны и исполняемые на них ростовские звоны были удостоены «Гран-при» и золотой медали.

Красота и сила воздействия колокольного звона привлекала русских композиторов, использовавших в операх, симфониях, ораториях богатейшее музьткаль ное наследие народа. Достаточно вспомнить «Ивана Сусанина» Глинки, увертюру Чайковского «1812 год», произведения Про