Вокруг света 1978-07, страница 11

Вокруг света 1978-07, страница 11

рошую «выучку» на берегах Северной Двины. Встречи со сказительницами, сказочницами, просто самобытными людьми, общие спевки, танцы — это кое-что значит. Вольно или невольно ребята дышали воздухом древней культуры, учились понимать язык древнего танца, древнего хоровода.

— А как проходили такого рода встречи?

— Обычно пас приглашали в какую-нибудь семью, где поют или танцуют. Ну а иногда мы сами находили талантливых исполнителей. Приходим в деревню, спрашиваем: «Где тут у вас поют или танцуют?» Допустим, какая-нибудь бабуся говорит: «У Петровых, сынок, ступай туда». Приходишь, изба старинная, из лиственничных бревен, с гор деливым коньком на крыше. Народу в горнице — дождем не смочишь, и каждому петь и плясать охота. Начинают обычно с современных несен — тех, что по радио передают. Приводится какое-то время переждать, нельзя же гасить песенный порыв! Постепенно Петровы расходятся, вспоминают былое. Старики рассказывают о том, как гуляли раньше на деревенских праздниках, какие хороводы водили. Иные достают из сундуков старинные платки в разливах орнамента, домотканые сарафа ны, повязки. Глядишь, кто-то затянул древнюю песню. Подробно выспрашиваешь о песне, в какое время года и на каких гулянках ее исполняли. Пеза метно тебя вовлекают в хоровод, пляску, показывают «коленца»), «дробушки», «ползунки», «зало ты». Иногда записываешь их, иногда просто запоминаешь: когда-нибудь да пригодится...

— На этих посиделках мы по только учимся, но и пытаемся учить других, — говорит Сергей Руфии. — Ненавязчиво, конечно, но с дальним прицелом. Я по открою секрета, если скажу, что в последнее время сельская молодежь заметно охладела к тра диционпым танцам. Когда на праздниках старики затевают свои кадрили и трепаки, моло дежь, как правило, стыдливо подпирает стенки и посмеивает ся. В лучшем случае поет ча стушки под гитару... И вот од нажды мы решили «внедриться» в молодежную гулянку. Про шлись с парнями по улице, спили, сплясали им «Метелицу». Парни заинтересовались: а что это за танец, а как эта фигура называется, а сколько здесь

притопни? \га, заело: показыва ом снова, объясняем, заставляем плясать вместе с нами. Что-то получается, что-то не получается. Но главное — зажечь искру...

Наша беседа идет под аккомпанемент старинной северной песни «Как во нашей во дере-вепке родной» — в соседней комнате репетирует хоровая группа ансамбля. С неотложными делами к Данилову то и дело подбегают костюмеры, музыканты, хореографы. Лена Владимирова и Оля Осаулова нетерпеливо поглядывают на часы: они учатся в восьмом классе, и нужно успеть подготовиться к завтрашней контрольной. Торопится и Вася Никифоров: ому сегодня заступать в вечернюю смену. Се-

рожа Руфи н отчаянно названивает в гараж, чтобы вовремя доставили реквизит...

Последние репетиции, последние приготовления перед отъездом: в июле лауреат премии Ленинского комсомола самодеятельный ансамбль «Сиверко» вылетает в Гавану на XI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Ужо известрц маршрут поездки по кубинским селениям, определен репертуар, названы имена участников фестиваля.

— А что будет потом, Борис Иванович? — спрашиваю я напоследок у Данилова.

— Как что?! — вопрос ставит его в туник. — Потом — Северная Двина «Катарин» ужо готовится к рейсу...