Вокруг света 1978-10, страница 53

Вокруг света 1978-10, страница 53

дел, как из травы, словно развернувшаяся пружина, вылетело черное тело змеи. Укушенная в шею газель в страхе подскочила и завертелась, а затем забегала взад и вперед, как бы что-то выискивая. Вот, найдя какое-то растение, животное с жадностью проглотило его и в изнеможении опустилось на землю. По прошествии некоторого времени газель вскочила на ноги и как ни в чем не бывало затрусила прочь.

Придя в деревню, путешественник рассказал об этом знакомому зулусскому знахарю. Тот улыбнулся. «Бвана, вот так — внимательно наблюдая за природой, мы и обретаем многие наши секреты. И то, что знаем, передаем от отца к сыну...»

Известный знаток африканских знахарей и колдунов Бат-Томп-сон писал: «Они исцеляют гипнозом и творят чудеса с помощью самовнушения. Одним лишь своим словом они могут усмирять дикого зверя...»

О таинственной власти африканских знахарей над дикими зверьми сложены легенды.

Я сам встречался с человеком-гиеной.

В город Харар мы приехали к вечеру, и, наконец, после долгих мытарств нам указали на несколько покосившихся тукулей. В одном из них обитал нужный нам колдун.

Тукули находились далеко за чертой города. Вокруг в свете луны неясно проступали густые кустарники, низкорослые деревья. Было прохладно и тихо. Тишину время от времени разрывал всхлипывающий крик. Сперва протяжное: «у-у-у!» на одной ноте, затем внезапное повышение тональности и резкий обрыв — «уп!». Как будто кто-то неожиданно затыкал рот кричавшего. То был вой гиены.

Благополучно добравшись до изгороди, окружавшей тукули, мы остановились. Потом наша группа разделилась. Двое, в том числе наш проводник Мамо Вол-де, отправились на переговоры с человеком-гиеной, остальные остались перед изгородью. Ждать пришлось недолго. Вскоре человек-гиена появился перед нашими глазами: в грязной рваной шаме, всклокоченный, с блестящими от постоянного жевания наркотических листьев «чада» глазами. Он нес в одной руке висячий фонарь, в другой жестяное ведро и что-то сердито выговаривал Мамо Волде. Оказалось, между ними возникли разногласия насчет платы за

предстоящее представление. Когда вопрос о плате был улажен и мы расселись на валунах, человек-гиена, перевернув жестяное ведро, стал отбивать по донышку медленный ритм, притопывая в такт и время от времени оглашая воздух пронзительными воплями. Прошла минута, другая, и в темных кустах мелькнули зеленоватые глаза, показалась курносая морда с круглыми стоячими ушами. Затем другая, еще одна и еще. Звери медленно выплывали из темноты и обступали нас шуршащим полукругом. Между тем человек-гиена стучал все быстрее, и было заметно, как в рядах зверей усиливалось волнение, масса пятнистых тел колебалась взад-вперед, то тут, то там возникали какие-то завихрения, мелькали тяжелые лапы и оскаленные морды.

Напряжение возрастало... Когда уже казалось, что и человек-гиена и мы вот-вот окажемся втянутыми в водоворот мощных звериных туш, колдун внезапно выкинул вперед правую руку, выкрикнув что-то похожее на протяжное «а-а-ать!». Шум мгновенно смолк, движение остановилось, все застыло. Пожалуй, это был наиболее драматический момент представления. Не могу сказать, сколько он длился. Затем, стряхнув оцепенение, гиены отбежали в сторону, а знахарь, устало присев на корточки, принялся их кормить, швыряя во все стороны смердящую падаль.

Признаться, зрелище произвело сильное впечатление. Но ведь, если объективно разобраться, ничего особенного и уж тем более сверхъестественного тут не было. В цирке мы сталкиваемся с куда более поразительными примерами дрессировки зверей. Однако необычность ситуации, яркая «игра» колдуна — все это создало специфический эмоциональный настрой, способствовавший более острому, драматизированному переживанию событий...

Знахарь часто окружен атмосферой загадочности, которую он сам искусно поддерживает.

На этом, кстати, построены испытания, с помощью которых в африканских деревнях выявляли воров, убийц и прочих за-кононарушителей. Испытуемых сажали в ряд, и первому давали в руки хрупкое птичье яйцо. Рядом сидящий брал его в руки и передавал другому... четвертому, пятому... Скорлупа яиц настолько тонка, что ее можно было раздавить слабейшим на

жатием. Все брали яйцо с максимальной осторожностью. Но, когда оно попадало в руки преступника, яйцо тут же лопалось. Дело в том, что виновные верили: им не обмануть могущественного знахаря; знали, что они обречены. И, охваченные смертельным ужасом, сильнее обычного сдавливали яйцо...

Но знахарь может не только карать, он может и лечить. Знахарь способен облегчить состояние пациента, страдающего от стресса или невроза. Он до тонкостей разбирается в обычаях и верованиях своих соплеменников и нередко в состоянии . определить истинную причину возникшего напряжения. Силой своего огромного авторитета он может избавить пациента от невротических страхов.

Поэтому во многих странах Африки — Сенегале, Нигерии, Гане, Бенине — появились лечебные психиатрические учреждения, в которых наряду с врачами, получившими европейское образование, работают и знахари.

В Дакаре, столице Сенегала, в клинике Фанн вот у же более 15 лет работает группа психиатров, психологов, нейрохирургов, которые под руководством профессора Генри Колломба немало сделали для лечения психических заболеваний.

Еще в начале своей деятельности Колломб и его сотрудники заметили, что африканцы не очень поддавались распространенным в Европе методам лечения, зато стоило традиционному знахарю взяться за дело, как облегчение наступало очень быстро. И профессиональные психиатры установили тесные контакты с марабутами и знахарями: ведь сильная сторона такого лечения — доверие пациента. Понятно, что все обследования больного проводят врачи. И вместе с местными лекарями вырабатывают общую стратегию.

Конечно, далеко не все знахари — знатоки лекарственных растений или тонкие психологи. Есть среди них бездарные, есть и откровенные жулики. Впрочем, так бывает в любой профессии...

В последние годы тип традиционного знахаря, сочетающего в себе знания рациональных приемов народного врачевания с самыми нелепыми суевериями, постепенно исчезает. Наиболее способные знахари получают медицинскую квалификацию.

Другие... Им, очевидно, никто не помешает стать профессиональными фокусниками...

2*

51