Вокруг света 1979-01, страница 11НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВМЮНХЕНАжаиших пивных, пытаясь опрокинуть Веймарскую республику. Отсюда же будущий фюрер проследовал прямо в тюрьму. Несмотря на старания итальянских архитекторов, весь комплекс Одеонсплац выглядит пустынным и холод-новато-помпезным. И барокко, словно устав под здешними небесами от буйства, застывает на следующем здании — дворце Прайзингов, — уже перелившись в стрельчатую устремленность рококо. Похоже, что ветер с Атлантики остудил средиземноморские краски, а французская кур-туазность добавила камню геометрии. Аристократические владельцы не поскупились на орнаментировку порталов. Каменные узоры великолепны и неподражаемы. Английская и американская авиация в ходе второй мировой войны не жалела тротила, бомбя Мюнхен с его сотнями тысяч беженцев. Во время налетов серьезно пострадали и эти памятники архитектуры. Но сегодня они высятся, как прежде, и внешне в городе мало что напоминает о прошлом. Под ногами ползет камень Теати-нерштрассе. Темно-серые прямоугольники домов. Нижние этажи глядят на. прохожих витринами толстого стекла. За стеклом — искусно подсвеченная всякая всячина. Черный бархат или половодье цветовой гаммы создают переливающимся побрякушкам психологически неотразимый фон. Но от цен слегка пробирает дрожь. Вот книжный магазин. При входе — крутящиеся стенды, набитые чтивом карманного формата: с обложек целятся, стреляют полуобнаженные красотки. Продавщица немедленно предлагает целый набор литературы о Мюнхене. Беру небольшой справочник полсотни страниц в мягкой обложке. Улыбка, и мои 5 марок утонули в кассе. - Что-нибудь еще? Девушка смотрит приветливо. Форменное платьице ладно сидит на ее худенькой фигуре. Девушка полна решимости помочь. Я называю не сколько книг по лингвистике, которые давно хотел приобрести. Нет, ничего нет... — Ну, в такую жарищу, — пытаюсь ее утешить, — много не прочитаешь. Даже этого, — и киваю на стенды. — Согласитесь, сколько бумаги и краски затрачено впустую! Посмотришь одну, и не нужно даже открывать остальные. Да и ту можно смело забросить куда-нибудь подальше, -девушка говорит уверенно, со знанием дела, как опытный кулинар о дешевых эрзац-продуктах. Моя случайная собеседница умолкла, посмотрела на часы: пора закрывать магазин. Мне тоже пора.. Летний день клонится к вечеру. Влажная жара тормозит всякое движение. Даже машины — и те ползут по-немецки: строго гуськом. Ветер сейчас, наверное, есть, но где-то высоко и далеко, а здесь, в центре города, что расположился у нодножия Альп, неслышно плавает дурманящее июльское марево. Улица Театинер после пересечения с улицей Маффей становится Вайн-штрассе, которая как-то сразу упирается в булыжник площади-бульвара Мариенплац. По одну сторону этого бульвара высится ратуша: ее кирпич давно уже приобрел зеленоватый оттенок патины. На башне — «глокеншпиль». Перевести трудно, словарь виновато предлагает только два варианта — «колокольный звон» и «куранты». Но в «глокеншпиль» главное — это двигающиеся разукрашенные фигурки святых, совсем как в старинных часах. Площадь вытянутая, прогулочная, потому и получается бульвар. Зднсь гулял, сидел и рассматривал ближайшие здания самый разноликий народ. Изредка слышался мюнхенский «хохдойч», еще реже — ярко выраженный баварский диалект, зато с давних времен и по сю пору звучала и звучит иностранная речь, чаи^е всего — американские раскаты: джрр, джрр... Мюнхен - магнит Именно эти граждане из-за океана, Старинные куранты «глокеншпиль», ультрамодерный дансинг, уличный художник с «расписным» лицом, «левые» экстремисты в масках... — мозаика современного Мюнхена Ч vV |