Вокруг света 1979-02, страница 66

Вокруг света 1979-02, страница 66

▲ЛЕКС ПАНШИН

СУДЬБА МИЛЬТОНА ГОМРАТА

Мильтон Гомрат был мусорщиком и проводил свои дни в мечтах о лучшей жизни. Опорожнив очередной бак в кузов грузовика, он погружался в сладкие грезы под аккомпанемент перемалывающей мусор машины. Он ненавидел грузовик, ненавидел свою убогую конуру и бесконечную вереницу однообразных серых дней. Грезились же ему иные возможные варианты жизни, и, поскольку на белом свете существовало многое, чем не обладал он, грезы его были прекрасны.

Любимой мечтой Мильтона стала та, которая заказана человеку, знающему своих родителей. Ведь Мильтона нашли в плетеной корзине на крыльце сиротского приюта, что и позволяло ему с раннего детства строить в воображении бесконечное множество своих величественных судеб и жизненных предназначений, вестником которых станут мать, дядя или кузен, явившиеся, чтобы забрать его в страну вечного лета, где ему и надлежало жить по праву рождения.

И вот однажды, когда он стоял у мусоросборочного грузовика, прямо перед ним внезапно появился худой нервный человечек, одетый в простой черный костюм.

— Мильтон Гомрат? — спросил человечек, и Мильтон кивнул в ответ.

— Я оперативный агент Центрального бюро вероятностей. Могу ли я переговорить с вами?

Мильтон опять кивнул. Пришелец, хотя и никак не походил на воображаемого в мечтах кузена, ни тем более на мать, знал, однако, наизусть те самые слова, которые Мильтон твердил себе каждый день с тех пор, как себя помнил.

— Я явился, дабы исправить ошибку в ткани вероятностей, — заявил человек. — Во младенчестве вас нечаянно перебросили из вашего измерения в это, что значительно сказалось на Существующей Реальности. Заставить вас отправиться со мной я не могу, но, если вы только согласитесь, я немедленно верну вас на ваше Настоящее Место в жизни.

— Укуда? — поинтересовался Мильтон. — В такой же мир, как этот? — Он махнул рукой в сторону грузовика и улицы.

— О, что вы, отнюдь нет! Я зову вас в волшебный мир драконов, замков, рыцарей и всего такого прочего. А чтобы вам легче было сориентироваться, я уже нашел человека, который укажет вам ваше место и введет в курс дел.

— Я согласен! ■— заявил Мильтон.

Не успел он договорить, как мир померк в его глазах, и, когда зрение вернулось к нему, он вместе со своим спутником очутился во дворе огромного замка. С одной стороны он увидел серые каменные строения, с другой — розарий, где пышно цвели красные, белые и желтые розы. Прямо перед ним стоял заросший бородой человек средних лет.

— Вот мы и на месте, — сказал спутник Мильтона. — Господа, Центральное бюро вероятностей выражает вам самую сердечную признательность. Поставив все на свои Настоящие Места, вы оказали нам неоценимую услугу.

С этими словами человек в черном исчез.

— Топай за мной, — буркнул бородач и зашел в ближайший к ним сарай, оказавшийся конюшней. — Спать можешь здесь, — кивнул он на груду соломы в углу. Затем показал Мильтону кучу навоза, вилы и тачку. — Это погрузи сюда и разбросай под розами в саду. Как сделаешь, найдется тебе еще и другая работенка.

Перевел с английского Ю. ЗАРАХОВИЧ

В номере использованы фотографии из журналов «Нэшнл джиогрэфик» (США), «Уайлдлайф» (США), «Эпока» (Италия).

Наш адрес: 103030, Москва, К-30* Сущевская, ,21. Телефоны для справок: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; литературы — 285-80-58; науки — 285-89-38; писем — 285-88-68; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 285-80-10.

© «Вокруг света», 1979 г.

Сдано в набор 06.12.78. Подп. к печ. 19.01.79. А03513. Формат 84x1087,6. Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,72. Учетно-изд. л. 11,7. Тираж 2 800 000 экз. Заказ 2154. Цена 70 коп. Типография ордена Трудового Крас^ ного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30, Сущевская 21.

НЕПРОСТАЯ ЛУКОВИЦА

В сем известно, что Голландия — страна тюльпанов (а также ветряных мельниц, каналов, деревянных башмаков и голландского сыра). То, что голландские тюльпаны растут в парках и на площадях многих стран, известно тоже достаточно широко. И, конечно, все себе представляют, что вырастить луковицу этого цветка — дело нелегкое. Сколько труда вкладывает мастер-тюльпановод, чтобы получить цветы заданного размера, цвета и аромата, да еще такого, какого нигде и никогда не было! Кропотливым трудом селекционеров выведены самые распространенные сорта: высокий поздний «дарвинский» тюльпан; ранний «Дюк-ван-Толь», низкий и душистый; «Рембрандт» с пестрыми цветками. Наиболее выдающиеся цветы получают имена: «Петр Великий», «Принц Оранский», «Царица Савская».

Но выведение сорта — это только начало, у луковицы еще все впереди. " В конце лета, после отмирания листьев, луковицу выкапывают, просушивают в тени и складывают в прохладные сухие помещения. Делать это нужно в весьма сжатые сроки. Поэтому на поле выходит не только хозяин тюльпановой плантации со всей своей семьей, но и приезжают из городов на поденную работу студенты и школьники. Луковицы — каждую! — аккуратно очищают от земли, затем сортируют по размерам. Для этого у фермеров хранятся бронзовые кольца — эталоны, выданные Нидерландской королевской службой защиты растений. Допустимых диаметров всего пять, и луковицы как слишком маленькие, так и непозволительно большие, не пролезающие ни через одно кольцо, — к продаже и тем более экспорту не допускаются. Заведомо безнадежные пойдут на корм скоту, коровы их едят очень охотно.

Обычно договоры заключаются с фермерами заранее и четко оговаривают сорта и размеры луковиц. Если покупателю кажется, что договор нарушен и ему пытаются предложить не те луковицы, дело передают в специальную комиссию: два юриста, три торговца тюльпанами и три тюльпановода, наиболее уважаемые в округе (эти трое — самые строгие судьи: добрым именем товара рисковать нельзя).

Еще лет двадцать назад заграничные покупатели луковиц тюльпана проверяли их у себя на месте, вскрывая и осматривая каждый ящик. Волокита тут, волокита там, и в результате нежный товар портился, а потом начиналась еще волокита юридическая, пока выясняли, кто виноват и кому платить издержки. Сейчас иностранные оптовые покупатели съезжаются осенью в голландский городок Аалсмеер на тюльпановый аукцион. Сразу же после продажи сотрудники службы биоконтроля и таможенные чиновники тех стран, куда отправляются луковицы, на месте проверяют их качество, состояние и здоровье. Достаточно оказаться одному насекомому на един» ственной луковице, тут же изымается весь ящик. После осмотра контейнеры пломбируют, опечатывают, и начинается путешествие будущего тюльпана к новому месту жительства.

В путешествии тоже нужен глаз да глаз. Если вагон, самолетный отсек или корабельный трюм недостаточно прохладен, плохо вентилируется, в нем может скопиться газ этилен: его выделяют прорастающие луковицы. Скопится газа чуть больше нормы, и он убьет зародыш цветка. Поэтому все время пути каждый час проверяют воздух на этилен.

И хотя нелегко вырастить луковицу тюльпана, это только половина дела.

У луковицы еще все впереди...

Л. ОЛЬГИН

64