Вокруг света 1979-03, страница 18нау.к Тимур Мустафакулов в одной из своих работ в Докладах Академии наук Узбекской ССР выдвинул гипотезу о существовании связи между активностью дневного светила и образованием горных потоков. Он пришел к выводу о повторяемости «се-леносных лет» через 6, 11 и 22 года. В последние годы успешно разрабатываются методы оценки селевой опасности и ее прогнозирования по приметам, которые связаны с развитием растительности в «привычных» к селям районах. Лишайниковый «календарь» позволяет проникнуть еще глубже в прошлое — на целых пять столетий. Оказывается, по размерам этих развивающихся весьма стабильно растений можно установить их возраст, а значит, и время, которое они жили на камнях после прохождения селя. Так, например, казахским ученым лишайники «подсказали»: в горах Тянь-Шаня сверхмощные сели сходят через каждые 80—100 лет. Изучение же древних катастрофических селей позволяет получить ценный материал для разработки методики предсказания подобных потоков на будущее. А почему бы не попробовать самим пустить крупный искусственный сель в природных условиях? — задались целью алма-атинские ученые. И вот в Заилийеком Алатау, в восьмидесяти километрах от Алма-Аты, в верховьях реки Чемолган был оборудован специальный полигон. Для образования бушующего потока ученые решили воспользоваться «патентом» самой природы — образовать озеро, а потом его спустить. Для этого в верховьях Чемолгана, на высоте свыше двух тысяч метров над уровнем моря, была построена плотина с особыми воротами для пропуска воды. Их конструкция позволяла регулировать поток из водохранилища, что весьма важно для проведения опытов. Для наблюдения за селем на расстоянии сконструировали и установили вдоль русла оригинальную электронную аппаратуру. Со всех концов страны для участия в уникальном эксперименте в Алма-Ату прибыли виднейшие специали-сты-селевики. ...Вот он, бешеный поток! Мчится по руслу Чемолгана всесокрушающей лавиной, переливается с порога на порог грязекаменная масса. Каждую секунду через контрольные створы проносится со стремительной силой около 20 кубических метров этой «шоколадной пасты», начиненной своеобразными орехами — валунами. — Опыт удался, — сообщил после окончания эксперимента его руководитель Юрий Борисович Виноградов. — Во-первых, был смоделирован процесс, что называется, один к одному — это дало возможность получить полное представление о том, как протекают селевые явления в натуре. А главное, искусственный сель дал нам уникальные данные о механизме своего рождения. Такие эксперименты позволят в дальнейшем разработать методику предвидения селя. Ведь сель — это не только катастрофа, неумолимая, безжалостная стихия. Сель — это еще и «бесплатная», переносящая на многие километры с гор на равнины миллионы тонн.., строительного материала и бесценной воды, самой природой создаваемая транспортная артерия. Не случайно, например, жители долины реки Китчай говорят: «Кишчай придет — дом принесет». После бурной весны в летнюю жару река так пересыхает, что принесенные весенним селевым паводком валуны становятся для местных жителей легкодоступным строительным материалом. Представляете, какая народнохозяйственная, экономическая выгода может быть от «прирученного» селя — бесплатного поставщика материала для строительства любого промышленного, гражданского объекта? А водные ресурсы селя? Ведь это же самое настоящее водохранилище. Да еще в тех местах, где вода на вес золота. Правда, водохранилище это движется со скоростью курьерского поезда. Но ведь в принципе остановить этот «поезд» мы уже умеем. Вот почему перед наукой стоит задача не только обезвреживать селевые потоки, но и перехватывать их воду. По подсчетам ташкентских исследователей, например, во время паводков вдоль саев в Сурхандарьин-ской и Кашкадарьинской областях каждую весну вниз проносятся и бесцельно теряются многие миллионы кубометров такой дефицитной в условиях засушливого юга воды. Теоретические основы строительства копилок влаги разработаны. На пути селевых потоков, как показали расчеты, можно во многих горных районах создавать водохранилища вместимостью до 50 миллионов кубометров влаги. И комплексные во-доселехранилища по инициативе колхозов и совхозов уже создаются на горных реках Крыма, Азербайджана, Армении, Узбекистана... В принятых XXV съездом КПСС «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976— 1980 годы» записано: «Осуществлять дальнейшую разработку методов прогнозирования погоды и стихийных бедствий». Прогнозировать не только для предотвращения стихийных бедствий. Ведь сейчас это уже аксиома — природа враждебна человеку только до тех пор, пока разум не вскрыл закономерностей ее бытия и не нашел пути использования ее энергии и мощи. Л. ольгин О ели бы у берберов племени аит-хаддиду существовал обычай отмечать годовщину свадьбы, то все племя праздновало бы это семейное событие в один и тот же день. В этот день — осеннего равноденствия — люди племени аит-хад-диду съезжаются к гробнице местного святого-марабута Сиди Ахмада аль-Магани в деревушке Ими-шиль, высоко в горах марокканского Атласа. При жизни Сиди Ахмад прославился тем, что умел дать правильный совет молодым людям, собирающимся вступить в брак. Погоазорив с женихом, а потом с невестой, марабут либо благословлял их, либо рекомендовал поискать себе другую пару. В основном советы его были правильны; в тех же случаях, когда совместная жизнь была невмоготу, святой так умело разводил супругов, что не оставался в обиде ни род мужа, ни род жены. Разведенным, кстати, он также находил новых спутников жизни. Надо сказать, что у горцев-берберов в отличие от других мусульман для женщины не считается позорам быть разведенной, и мужа себе •найти она может без особого труда. Больше ста лет прошло со смерти марабута Сиди, а память о его искусстве жива. Правда, гробница его напоминает больше заезжий двор. Кудахчут куры, блеют козы, громоздятся мешки с зерном и шерстью: все это приношения паломников. Дарами распоряжаются несколько набожных старцев, жи* вущих — если позволено так сказать — с гробницы овятого. ...Злобно фыркают верблюды — им связали передние ноги, чтобы они не убежали. Овцы, козы и коровы привязаны друг к другу. Покупатели ощупывают хребты мулов и проверяют зубы коней. Толпа нищих громко, нараспев, благословляет руку дающего, солидные главы семейств отбивают подписанные поклоны, а жаждущие брака, вплотную подойдя к могиле, шепчут: «Бисми-л-лахи и-р-ра-хими у-р-рахмани, да длится наша любовь вечно!» Только на чудо и приходится им уповать — ведь бу 16 |