Вокруг света 1979-04, страница 21

Вокруг света 1979-04, страница 21

совсем недавно, и мы, два коренных москвича, расспрашивали их о своей Родине, которую не видели уже около года.

— Самуэль, а где ты родился? — спросил я осторожно, зная, что подчас вопрос об этнической принадлежности «замыкает» многих африканцев Но вопреки опасениям парень не смутился.

— Я с Севера.

— Овамбо?

— Да.

— А ты, Матломбе?

— У меня мать гереро, а отец — овамбо.

Овамбо и гереро... Нам даже не верилось, что перед нами прямые потемки тех самых гереро и овамбо...

Пустынный берег Южной Атлантики, три деревянных сруба, мачта с флагом. Справа и слева от мачты — рота морской пехоты. Все как на казарменном дворе. Возле самой мачты — офицер. Во всю силу легких, пытаясь перекричать прибой, он читает листовку: «С поднятием этого флага да установится тут территория под защитой его величества, да прославится это событие!»

Черно-бело-красный флаг взмывает по столбу, оркестр играет «Венок победителя», фрегаты «Лейпциг» и «Элизабет» дают салют в 21 залп.

Так 7 августа 1884 года началась трагедия Юго-Западной Африки. Рейх приобрел первую колонию.

...Через три с лишним десятилетия в Швейцарии, в Цюрихской канто

нальной библиотеке, среди сотен разноязыких книг Владимир Ильич Ленин найдет одну и выпишет из нее скупые строчки по истории колониального раздела этой части Африканского континента. Несколько пунктов библиографии скрупулезно занесет в «Тетради по империализму».

«Восстание Гереро (юго-западная Африка) — 1904 — XII.1905. Их песня: «Кому принадлежит земля Гереро?» и припев: «Нам принадлежит земля Гереро». Немецкое войско дошло до 17 000 человек (с. 298—9). Гереро «большей частью уничтожены». (sic!) — тяжелый урон как для них, так и для нас» (299), ибо-де «рабочих рук» нет (!!)...»

И сбоку, отчеркнув двумя вертикальными линиями:

«к вопросу об итогах колониальных вой н:».

...То был заброшенный богом и цивилизацией уголок Африки к югу от Сахары. Вдоль побережья раскинулось море песка — Намиб. Лишь редки^ безлесые холмы нарушали унылое однообразие пустынного ландшафта. Дальше на востоке начиналась огромная жаркая Калахари. Только один процент огромной территории был пригоден для земледелия. Единственный хороший, созданный самой природой порт на всем полуторатысячекилометровом протяжении пустыни — Уолфиш-бей, — вот уже шесть лет как прибрала к рукам Англия.

И вот бременский табачник и авантюрист Адольф Людериц, впоследствии — персонаж всех немецких букварей, выкупил у местных жителей за 600 фунтов стерлингов и 260 ружей полоску побережья и бухту Ангра Пекена, позднее названную его именем. Он же попросил Берлин «признать его законное владение и охранять его, Людерица, право на обладание им». А чтобы было меньше возражений, добавил: «Так как, само собой разумеется, владение это может быть германизировано, то здесь должны появляться только немецкие подданные и уважаться германские законы».

Бисмарк поначалу не хотел колоний. Он не видел ровно никакого смысла в том, чтобы тыкать повсеместно трехцветные флажки да охранять их от аборигенов. «На это предприятие сомнительного толКа я не дам ни гроша», — заявил он в июне 1884 года в рейхстаге. Но когда Людериц порассказал канцлеру о новых землях, Бисмарк быстро переменил точку зрения. Он отправил в далекие края канонерку и поручил африканисту и путешественнику Густаву Нахтигалю договориться с местными вождями племен, заключить с ними охранные договоры от имени германского рейха.

Несколько лет спустя преемник Бисмарка Каприви столковался с Англией об окончательном разделе Юго-Западной Африки. Восточную границу прочертили по линейке через Калахари,, оставив на севере выход к Замбези.

Колония оказалась почти вдвое больше империи. Ее протяжение с севера на юг соответствовало линии Ганновер — Рим, с востока на запад равнялось расстоянию Мюнхен — Париж. А жило здесь менее двухсот тысяч человек коренного населения. Концентрировалось оно в тех редких участках, где было возможно скотоводство. На севере — овамбо, в центре — гереро, на юге — готтентоты и более мелкие племена. Гереро были воинственными племенами банту, в свое время мигрировавшими с севера. Готтентоты пришли из Капа, были полуевропеизированы и говорили на языке африкаанс.

Их на своей земле заставляют жить рабами (ЮАР, современное фото)

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Город Порт-Элизабет. Открыт только для белых

Близкие к этой страницы