Вокруг света 1979-06, страница 35и з детьми, вечно осеша». Ремезов-ская летопись тоже упоминает Ер-маково городище на Сылве, но уточняет, что остались здесь жить не русские, а коми-<зыряне, входившие в состав дружины. На Чусовой и Сылве сохранилось много народных преданий и географических названий, связанных с Ермаком. А. А. Дмитриев отмечал около 30 таких названий, в том числе хутора Ермаковы на Сылве, камень Ермак, Ермаков перебор и речку Ермаковку в низовьях Чусовой. Народные предания говорят, что Ермак воевал в этих местах с легендарным народом чудью, который не пропускал русских людей в Сибирь. Недавно пермский географ Ю. Г. Вылежнев записал местное предание о том, что Побоищный луг недалеко от устья Чусовой назван в честь битвы Ермака с вогу-личами. Краевед В. В. Киреев из поселка Паший обнаружил на притоке Чусовой — реке Усьве — другое урочище с тем же названием «Побоище», которое местные жители тоже связывают с битвой дружины Ермака. В этом урочище краевед нашел четырехгранный втульчатый наконечник копья, который по форме отличался от местных изделий и был похож на русские боевые наконечники конца XVI века. На правом берегу Сылвы, прямо под знаменитой Кунгурской ледяной пещерой, находится древнее укрепление, которое носит название Ермакова городища. Во время Великой Отечественной войны Кун-гурский краеведческий музей находился в здании около пещеры, и в нем хранились обрывок русской кольчуги и бердыш, найденные у входа в пещеру. К сожалению, позднее эти вещи были утеряны. В 1961 году в разведочных рас копах в деревне Филипповке, расположенной в километре выше по тому же берегу Сылвы, были исследованы остатки древнего русского могильника. Умершие были захоронены в гробах, с оружием. Здесь были найдены железный наконечник копья, наконечник стрелы, обломок крупного ножа, аналогичный найденным в Орле-городке. В могильнике были захоронены первые русские поселенцы края. Это тоже подтверждает сведения Ремезовской и Кунгурской летописей о том, что часть дружины Ермака осталась жить на Сылве. Таким образом, археологический материал в сопоставлении с народными преданиями и летописями, нам кажется, подтверждает гипотезу о том, что дружина Ермака перед походом в Сибирь некоторое время находилась в Орле-городке, на Чусовой и ее притоке Сылве. А в 1974—1975 годах наша Камская археологическая экспедиция Пермского университета осмотрела остатки и Нижнего Чусовского городка, расположенного на левом берегу Чусовой. Нижний Чусовской городок занимал невысокий мыс треугольной формы, широкое основание которого выходило к берегу Чусовой. С севера и востока мыс ограничен не-пересыхающей старицей реки Чусовой, которую местные жители называли речкой Сылвенкой. По краю старицы до сих пор видны пни крупных деревьев, расположенные по дуге, — точно так же были изображены деревья, окружавшие городок, на одном из рисунков Кунгурской летописи. До сих пор выше мыса городка по Чусовой существует урочище Ванево, или Ванев луг, которое упоминается в переписи 1624 года. В окрестных деревнях среди фами лий встречаются такие, как Ермаковы, Кучумовы, Шадрины. Полная перепись 1579 года по Нижнему Чусовскому городку не сохранилась, а в более поздней царской грамоте Строгановым 1692 года говорится о том, что сначала городок, как и Орел, имел укрепления в виде острога, которые были заменены только в XVII веке. В 1977 году нами были начаты планомерные раскопки городка. В центральной, наиболее возвышенной и ровной части мыса мы нашли фундаменты двух каменных церквей XVIII века, поставленных на месте деревянных, существовавших здесь в XVI—XVII веках. В береговых обнажениях Чусовой обнаружено много красноглиняных изразцов конца XVI века, очень похожих по форме, размерам, сюжетам изображений на те, что мы нашли в Орле-городке. Здесь же часто встречаются обломки оконной слюды, московской чернолощеной посуды. Вероятно, где-то в этом месте находились хоромы Строгановых, а церкви и дворы вотчинников располагались в кремле городка. В раскопах были открыты костяные и железные наконечники стрел, обломки пищалей, чугунные ядра и свинцовые пули, кремневые кресала, обломки сабель, наконечники копий. Найдено много сельскохозяйственных орудий и бытовых предметов: сошники, мотыги, обломки серпа, части кожаной обуви, железный светец для лучины, глиняные грузила и берестяные поплавки от сетей, деревянная счетная бирка, украшения и т. д. Раскопки Нижнего Чусовского городка только начаты. И они, безусловно, помогут подробнее узнать, как выглядел один из первых русских городков края, когда начал свой поход Ермак. К ЛЮДЯМ ЗА ПОМОЩЬЮ С маленького рыболовного судна, промышлявшего возле берегов Исландии, заметили кита, который вроде бы ни с того ни с сего начал кружить вокруг него. И лишь когда огромное животное сблизилось с судном, рыбаки заметили, что голова кита плотно обмотана большим обрывком трала. Было очевидно, что петля мешает животному открыть рот. Кит вел себя. так, как будто просил у людей помощи. Он много раз подходил к суденышку и «показывал» экипажу, что с ним случилось. В конце концов он встал в воде вертикально рядом с бортом. Рыбаки попытались багром содрать сеть с его головы, но ни одна попытка не удалась из-за волнения моря и несогласованных действий людей и животного. Тогда кит, нырнув в очередной раз, потерся головой о киль и ухитрился стащить с себя сеть. Однако этот отчаянный маневр гигант предпринял столь осторожно, что суденышко, вдвое меньшее по размерам, чем кит, едва-едва покачнулось. Поведение кита после того, как он освободился от пут, рыбаки единогласно называли «счастливым танцем». Животное, встав на хвост, кружилось рядом с судном и многократно плюхалось на спину, обдавая все вокруг брызгами. Затем кит успокоился, но еще долго не покидал людей. Когда экипаж запустил двигатель и направился в сторону берега, кит пустился с судном наперегонки. В продолжение трех часов животное играло с лодкой, временами подходя к ней на расстояние тридцати сантиметров. И только когда судно вошло в родной Йекульфьорд, кит повернул в открытое море. Всего он провел в обществе людей около пяти часов. 3 «Вокруг света» JSfe 6 зз |