Вокруг света 1979-08, страница 4

Вокруг света 1979-08, страница 4

Директор Института солнечной энергии Реджеп Байрамович Вайра-мов показывает, где тянут водопровод к верблюду, печально застывшему в ожидании воды у Ербента. И, энергично жестикулируя, упрямо нагнув голову, горячо отстаивает преимущества автономного обслуживания районов отгонного животноводства.

— Конечно, хорошо, что провели от Каракумского канала водопровод до Бахардока, тянут его дальше, к Ербенту. Идея комплексного освоения пустыни заманчива, но ведь нужно еще прокладывать дороги, проводить электролинии... Очень много средств, но главное — дорогого времени. А чабан не может долго ждать, да уже и не хочет жить по-старому. Его не удержишь только высокой оплатой труда. Повысились грамотность, культурные запросы, требования к бытовым условиям: чабану нужна в пустыне вода, теплая вода, чтобы можно было, скитаясь с отарами, помыться, ему необходимы свет, электроэнергия... А скоро ли до него дотянутся водопровод, электролиния? Ну хорошо, дотянутся... А дальше? Ведь чабан с отарой не может вечно сидеть около этого культурного центра с водопроводом и электричеством. Малая плотность травостоя заставляет его двигаться в поисках корма. Кроме того, отары, подолгу застрявшие на одном месте, вытаптывают всю траву, помогают наступлению барханов, «опустыниванию». Потребности развития такой ценной отрасли, как каракулеводство, дающей продукцию на экспорт, требуют к себе повышенного внимания. И здесь на помощь должна прийти гелиотехника.

Аннакурбан согласно кивает головой, добавляет:

— Существует бесчисленное множество хозяйственных задач местного значения, которые порой из-за отсутствия электроэнергии либо совсем не решаются, либо выполняются с помощью ручного труда. Централизованное же снабжение мелких сельскохозяйственных районов, тем более чабанов, экономически невыгодно из-за больших расстояний, малой плотности населения. Здесь-то и могут помочь солнечные

установки. Вот по инициативе Ред-жепа Байрамовича, одного из пионе-ров-практиков этого дела, уже несколько лет действует в Центральных Каракумах, в урочище Овезших, опытно-промышленный солнечный опреснитель с водоподъемником...

С самого начала работы над вопросами использования солнечной энергии Аннакурбана привлекает энтузиазм Байрамова, которому мало заниматься одной наукой, а во что бы то ни стало хочется видеть результат своих трудов на практике.

— Как было бы хорошо, если бы вместо этой карты здесь висела другая. Чтобы на все той же жаркой, безводной пустыне были помечены домики с охлаждением и отоплением за счет солнечной энергии, где ге-лиоэнергоустановки добывали бы воду, опресняли # подогревали ее для бытовых нужд. А рядом с кошарой, если масштаб позволит, — улыбается Аннакурбан, — была бы видна еще небольшая тепличка.

— Что же, очень реальная картина, — говорит Байрамов. — В данный момент мы сидим в трехэтажном здании с уже действующей охладительной системой: намечено смонтировать холодильные установки на нескольких ашхабадских домах; в экспериментальных гелио-теплицах зреют овощи, фрукты, лимоны. В колхозе «Социализм» сооружается гелиотеплица-лимона-рий, в которой будут выращивать цитрусовые без воякого добавочного подогрева. Так что в настоящее время идея автономного гелиоком-плекса для чабанов вполне осуществима. Такое сооружение уже проектируется, например, в Ч^ркезли.

...Применить солнечную энергию на деле, возможность снять свой «солнечный урожай» — вот что привлекало Аннакурбана в планах, работах молодого еще доктора технических наук Байрамова. Ему известны были все сомнения скептиков относительно широкого практического использования солнечной энергии: отсутствие солнечной радиации в течение большей части суток, значительные суточные и сезонные колебания. Но некоторые колебания выходной мощности солнечных установок вполне допустимы.

В 1972 году родилась группа «Импульс», которую возглавил Бай-риев, недавний выпускник МЭИ.

— ...Группа эта тематическая. Несколько лет мы вели хоздоговорные работы, занимались облучением биологических объектов, растений и животных, но главным для нас были и остались разработка и создание солнечных и световых высокотемпературных установок. Горячие бьпи денечки. — Аннакурбан вспоминает, как - приходилось раздобывать приборы, делать самим разные детали и приспособления. Так увлекались, что ожидание каких-либо нужных материалов было нестерпимо. Обращались к неиссякаемому источнику дефицитного сырья — свалке металлолома. Зато заказчику не приходилось ждать — укладывались в срок. Теперь установками группы «Импульс» будут пользоваться в научных целях...

Аннакурбан опускает деталь. За работы в области использования солнечной энергии ему присуждается в 1977 году республиканская премия Ленинского комсомола. Уже несколько лет он — председатель совета молодых ученых и специалистов при ЦК ЛКСМ Туркменистана. Аннакурбан даже поступил на лекторский факультет университета марксизма-ленинизма, так как ему приходится много выступать, пропагандировать достижения науки в использовании солнечной энергии. Рассказывая о программе исследований японских ученых «Солнечный свет», о применении солнечных кондиционеров, отопительных систем, водонагреватель-ных, водоподъемных установках в Австралии, США, Франции, Италии, даже в ФРГ, казалось бы, не очень солнечной стране, он непременно подчеркивает роль советской науки. Не случайно, что именно в Ашхабаде состоялся советско-американский семинар ученых-гелиотехников, и именно в Бекрова идут испытания водонагревателей из стран СЭВ. Сотрудники Института солнечной энергии бывают в разных странах, где консультируют по вопросам применения солнечных установок.

Совсем недавно вернулся из поездки в Индию и Мексику известный ученый-теоретик, действительный член Академии наук ТССР В. А. Ба-

2