Вокруг света 1979-10, страница 11

Вокруг света 1979-10, страница 11

тивируемая площадь должна быть больше той, что отводится под новые карьеры, открытые разработки.

Целый день я слышала: «рекультивация», «возрождение», «возврат природе», — и мне захотелось взглянуть на эту возвращенную землю.

...И СНОВА ОБ ОЗЕРАХ

Вечерело, когда мы вышли на берег тихого Кнаппензее, которому всего двадцать лет от роду. Оно уже настолько обжито, что лес на берегах успел обрести стать векового бора, буки шелестят кронами на многометровой высоте. Асфальтированная дорожка, вдоль которой тянутся бесконечные палаточные городки, домики с террасами, брезентовыми гаражами и даже садиками с пеларгонией в ящиках, — дорожка эта ведет к Берлину, к Лейпцигу, в индустриальные районы страны. Туда, где знают о тихой красе Шпрееваль-да, откуда на отдых приезжают горожане с семьями. Потому что Шпреевальд —- это еще и купанье, и лес, и рыбалка...

Придорожные маки и шпалеры поспевающих черешен подвели нас к другому озеру. Ему нет пока имени — просто одно из цепи шпреевальдских озер, что возникают на месте карьеров. Мимо домика, на стене которого раскинулись алые розы, свернули по заросшей дорожке к обрыву. Задумчивую воду не тревожили ни лодки, ни

купальщики. Светящиеся в июньских сумерках стволы берез на том берегу как-то странно наклонились к воде. Они стояли на зеленой подушке, отрезанной трещинами от коренного берега. Стволы, как вешки, отмечали границу недавно пришедшей воды. Озеро зализывало рану, оставшуюся после карьера, выравнивало и сглаживало берег и дйо.

— Наша деревья была там, — Хайнц-Иорген Генаук показал на противоположный берег, где в прозрачном вечернем воздухе виднелось здание водоочистной станции. — Несколько семей переехало в город, кто-то захотел остаться в кооперативе и построился в соседней деревне.

Третье озеро — Серебряное, Зильберзее, — еще только осваивалось людьми. Потому и пляжи, и палаточные улицы здесь, раздольнее. Вечерний клев только начинался, и серьезная тишина стлалась над рыбаками в лодке, над дедом и внуком, притулившимися под ольхой. В небе над лесом маячили красные огни на мачтах ЛЭП и на огромных трубах близкого «Шварце Пумпе».

...Шоссе обрывается у огромной помпы; в метровой трубе бьется, курлычет ручей, отведенный из прерванного стройкой русла. По насыпи со старыми рельсами пробираемся к гряде спелых трав на бровке рва, и на краю его сердце ухает. По дну карьера тянется словно бы из спичек составленная колея железной дороги. Из сум

рачного далека крадется по ней паровоз с десятком опрокидывающихся вагонов — думпкаров. Золотой песок в них дыбится сырыми горками. Свистя и постукивая на стрелках, мигая сигнальными огнями в безлюдном пространстве, состав проходит под нами, подтя* гивается к колоссальному железному чудищу, похожему на сухопутный земснаряд. Думпкары с лязгом опрокидывают свой груз на откос, и состав облегченно откатывается назад.

— Куда он едет?

— Там, в одиннадцати километрах, новые открытые разработки. Оттуда возят ненужную породу.

— Зачем?

— Закрываем старый карьер...

Дно этой чаши — пять на три

километра — частью поросло леском, грунтовые воды отстоялись в озерко. Куча опилок живо желтеет на опушке: сводят лесок под корень, чтобы древесина не пропала, раз уж выросла.

— А это шоссе на обрыве куда ведет?

— Когда-то оно соединяло деревню, что была на месте карьера, с той, за лесом. А потом, когда засыплют карьер, продолжат дорогу в прежнем направлении.

— И скоро это произойдет?

— Запланировано восстановить здесь землю к 2010 году. Приезжайте тогда. Встретимся на этом же самом месте, но уже на ровной, обжитой земле...

Котбус — Москва

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ Н. ОСТРОВСКОГО

ЦК ВЛКСМ, Союз писателей СССР и издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» объявили постоянный Всесоюзный литературный конкурс имени Н. Островского на лучшее произведение о советской молодежи и Ленинском комсомоле.

На конкурс могут быть представлены рукописи романов, повестей, поэм, сборников стихов, рассказов, очерков, критических статей и публицистики, а также произведения, опубликованные в литературно-художественных журналах. Произведения авторов из союзных и автономных республик должны быть представлены в художественном переводе на русский язык.

Итоги конкурса подводятся один раз в два года, начиная с 1980 года. Жюри рассматривает произведения,

присланные до 1 июня в год подведения итогов. Рецензии на произведения, поступившие на конкурс, авторам не высылаются. Решения жюри будут публиковаться в печати ко дню рождения Николая Островского — 29 сентября.

Для победителей конкурса устанавливается десять премий по 1000 рублей каждая. Им присваивается звание «Лауреат Всесоюзного литературного конкурса имени Николая Островского», вручаются диплом и нагрудная медаль лауреата.

Произведения направляются по адресу: 103030, Москва, ул. Сущевская, 21, издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» с пометкой «На Всесоюзный литературный конкурс имени Николая Островского».

9