Вокруг света 1979-11, страница 16

Вокруг света 1979-11, страница 16

АНАТОЛИЙ МОСКВИН

КАТАСТРОФА

L1 тот четверг, 16 марта А 1978 года, Атлантику штор-! J мило Резкие порывы юго-западного ветра несли холод и дождь. Люди прятались по домам, слушая бесконечные, тоскливые, жалобные завывания «мезамор» — «голоса моря» — так бретонцы зовут этот ветер. К вечеру, в половине пятого, двое насквозь вымокших рыбаков пришли к мэру деревушки Жюлю Лежандру:

— Танкер штормуется в опасной близости от подводных рифов. Очень крупный танкер. Нам показалось, у него что-то не в порядке...

Лежандру не надо было долго объяснять. Он сам плавал на танкерах и понимал, какая опасность грозит деревушке. Мэр связался с властями коммуны в Плудальме-зо, потом — с портом Бреста, откуда пришел успокаивающий ответ: за танкером установлено наблюдение, послан буксир, чтобы отвести терпящее бедствие судно в безопасное место.

К тому времени экипаж танкера «Амоко Кадис» уже несколько часов сражался со стихией. Огромный 340-метровый корабль, собственность «Америкен интернэшнл ойл компани», хотя и плавающий под либерийским флагом, шел обычным рейсом из Персидского залива в Роттердам, забрав в танки около 220 тысяч тонн нефти. В порту у бе-

ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ БРЕТДН

регов Южной Африки каждому танкеру по международным правилам положено пройти технический контроль. На «Амоко Кадис» обнаружили неисправность лебедки одного из якорей, но посчитали это мелочью и разрешили продолжать рейс.

Утром 16 марта танкер находился у вхота в Ла-Манш, следуя специальным — десптпмилъпой ширины — «коридором», установленным для нефтеналивных судов. В 9.45 па траверсе острова Узссан произошла серьезная авария руля. Танкер потерял управление. Капитан корабля, итальянец- Паскуале Барда ри. вызвал по радио помощь. Этот вызов передали па западногерманский буксир «Пасифпк». ближайшее спасательное судно, находившееся в Брестском порту. Капитан буксира в соответствии с должностным регламентом запросил из Гамбурга разрешение своей спасательной компании.

Пока шел обмен радиограммами,

погода ухудшилась. Начался шторм. Танкер неуклопно сносило к берегу. Отдали якорь. Не помогло: при сильном волнении якорь не держал, а второй отдать было нельзя — подвела лебедка.

В 12.20 «Пасифик» приблизился к попавшему в беду танкеру. Завели буксирный конец, однако на этом спасательные работы приостановились. Капитан буксира Харт-мунт Вайперт, руководствуясь полученными инструкциями, устроил с капитаном Бардари яростный торг в ;)фирс.

Три месяца спустя Бардари заявит перед следственной комиссией: «Немецкий капитап угрожал обрубить трос, если судовладельцы не предложат выгодпых условий». На-копец стороны сговорились по изве-стпой формуле Ллойда: «не спас — пе получишь». Суть контракта заключалась в том, что в случае успеха спасательной операции судовладельцы выплачивали 10 процен

тов стоимости груза, а в данной ситуации это составляло солидную сумму в два миллиона долларов.

На переговоры ушло три часа. Наконец «Пасифик» снова попытался отвести танкер в открытое море. Но уже через четыре минуты буксирный конец лопнул. Потребовалось еще три часа, чтобы в десятибалльный шторм завести новый конец. И вновь его словно отрезало ударом волны. Стало очевидно, что «Пасифику» не под силу вывести танкер из опасной зоны.

Только теперь обнаружилось, что первый призыв капитана Бардари о помощи гамбургская компания передала еще одному своему буксиру — «Симеону» вдвое более мощному. Утром «Симеон» находился в Ла-Манше, недалеко от Шербура. Самонадеянный капитан «Пасифи-ка» Вайнерт отказался от помощи второго буксира, не желая ни с кем делиться премией. А теперь вызывать «Симеон» было поздно —

14