Вокруг света 1979-12, страница 66

Вокруг света 1979-12, страница 66

А. СЛАВЯНСКИЙ, В. СЛАВЯНСКИЙ

НАХОДКА

Он лежал на спине и смотрел в подернутое знойной дымкой безоблачное небо. Вставать было лень. Не хотелось возвращаться к раскопу, опять тащиться по раскаленному песку. Мысли медленно ворочались и были такими же мутными, как и небо над этим бескрайним морем барханов.

Взяв за хвост проползавшую мимо гюрзу, он без интереса смотрел, как та, с остервенением извиваясь, пыталась ужалить. Потом вяло отбросил змею.

— Сердитая какая... Ладно, ползи... Да и пора поработать. К приезду щефа надо хоть что-то успеть... Вообще-то шеф старик неплохой, но разнос может устроить запросто. И за эту прогулку в пески он бы по головке не погладил... Ну хватит, пошли!

Неожиданно легко поднявшись на ноги, он направился к лагерю, придерживаясь цепочки следов, оставленной им двумя часами раньше.

Еще издалека он заметил, что в раскопе царит оживление. Чем ближе он подходил, тем быстрее становился шаг. Когда он подбежал к краю раскопа и заглянул вниз, сразу стала понятна причина этого волнения. У края противоположной стенки, которая за время его отсутствия заметно отодвинулась, он увидел невероятных размеров челюсть, вооруженную прямыми страшными зубами Она побурела от времени и местами была покрыта окаменевшей грязью многовековой давности.

С оглушительным воем упругие воздушные струи снимали породу пласт за пластом. Волнение присутствующих росло с каждой минутой. Когда же стало ясно, что найдена не отдельная деталь, а отлично сохранившийся экземпляр, наэлектризованная атмосфера надежды и ожидания разрядилась дружным «ура!».

Он с первого взгляда понял, что прежде ему не приходилось встречать ничего подобного. Тот, которого они раскопали, оказался действительно огромным, но выглядел каким-то угловатым и неуклюжим. Гигант лежал на брюхе, безвольно уткнувшись в землю своей единственной челюстью. Шея, мощная, длинная, начиналась на нижней части корпуса. Резкие изломы и утолщения придавали ей довольно экзотический вид.

Он спустился в раскоп. Челюсть была раза в два выше его. Улучив момент, когда на него никто не смотрел, он осторожно погладил рукой грубую, как наждак, поверхность.

«Да... — мелькнуло в голове. — Ведь когда-то подобные твари встречались повсюду. Их было полно не только на зе^ле, но и на воде и под водой. Некоторые даже под землю умудрились проникнуть. А каких размеров они достигали... Были и такие, что этот гигант по сравнению с ними просто малютка. И ведь это ж сколько энергии требовалось, чтобы хоть на метр сдвинуть такую махину. Конечно, были они грубо сработаны, что называется «проба пера», но так или иначе природа сама начала с гигантов. В конце концов все они медленно, но верно исчезли с лица Земли. Что же послужило причиной? Не выдержали конкуренции, резкая перемена условий или что-то еще?.. Нет, все-таки шеф не прав, утверждая, что первые из них появились, когда эволюция органического мира уже прошла ньсколько этапов. Больше того, он уверен, что только благодаря этому появились вот такие чудовища, а потом и все мы».

И тут он понял, что смотрит на распластанное перед ним чудище с уважением и каким-то внутренним трепетом.

«Как-никак мой предок, пусть непрямой, но все же одно из звеньев в цепи развития. Гм, а, пожалуй, это и к лучшему, что их уже больше нет. Появись теперь такой пра-пра где-нибудь на улице... Представляю картинку!.. Нам здорово повезло: сегодняшняя находка, по всей вероятности, очень важна — будет, чем шефа порадовать...»

В этот момент раздался голос.

— Внимание, — как всегда, чуть нараспев говорил экспедиционный транслятор, — всем Роботам Интеллектуального Направления Автоматической Археологической Экспедиции собраться у палатки № 3 для получения исходной информации о найденном тяжелом экскаваторе. Повторяю, всем Роботам Интеллектуального Направления..,

РИН-12, стряхнув с ладоней кусочки ископаемой ржавчины, повернулся и быстрым шагом напразился к третьей палатке.

В номере использованы фотографии из журналов: «Атлас» (Франция), «Мериан» (ФРГ), «Нэчурл хистори» (Англия), «Нэшнл джиогрэфик» (США), «Эпока» (Италия).

Наш адрес: 125015, Москва, Новодмитровская ул., 5а. Телефоны для справок: 285-88-83; отделы; «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки — 285-89-38; литературы — 285-80-58; писем — 285-88-68; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 285-80-10.

© «Вокруг света», 1979 г..

Сдано в набор 01.10.79. Подп. к печ. 15.11.79. А03647. Формат 84xl08Vie. Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,72. Учетно-изд. л. 11,7. Тираж 2 800 000 экз. Заказ 1700. Цена 70 коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30, Сущевская. 21

КАМУИ, ОХРАНЯЮЩИЕ ОЧАГ

Всю жизнь Тойодзи Теси вырезает из дерева фигурки медвежат и уже потерял счет зверушкам, что вышли из его умелых рук. Во всяком случае, на Хоккайдо нет, пожалуй, ни одной «котану» — деревни айнов, где бы в домах аборигенов острова не поселились изделия талантливого мастера. Ничего удивительного в этом нет. Согласно древним преданиям айнов, когда тысячи лет назад их предки переселились с юга на Хоккайдо, то едва ли сумели бы выжить в новых суровых условиях, если бы не здешние косолапые. Именно «камуи» — добрые духи, принявшие облик медведей (вообще-то они обитают в растениях, горах, огне и воде), пришли на помощь айнам, отдав им свое мясо и шкуры, чтобы спасти от голода и холода. С тех пор и появился у этой древней народности, относящейся к австралоидной расе, культ медведя.

Весной, когда косолапые выходили из берлог после зимней спячки, каждая котану снаряжала в лес самых опытных охотников ловить медвежат. Пленников помещали в просторные клетки, за ними заботливо ухаживали женщины. Осенью на второй год устраивался специальный медвежий праздник «иоманде»: зверей прославляли в молитвах, исполняли в их честь танцы-пантомимы, рассказывавшие о том, как когда-то камуи выручили людей. Увы, финал праздника был весьма печальным для медвежат: их приносили в жертву, чтобы жившие в них духи могли вернуться на небо.

Шли годы, все меньше оставалось косолапых на Хоккайдо. И хотя культ почитания медведей у айнов остался, его форма претерпела большие изменения. Теперь вместо того, чтобы держать в клетках живых зверей для праздника иоманде, Тойодзи Теси и другие мастера вырезают их фигурки, которые олицетворяют духа — покровителя домашнего очага. Причем сколько бы ни вышло их из рук мастера, двух одинаковых никогда не бывает. Ведь «натурщиками» служат малыши со специальной «медвежьей фермы» возле Нобори-бецу, а мастер вырезает медвежонка таким, каким видит в данный момент. Постоянством же шалуны отнюдь не отличаются.

О. КАСИМОВ

64