Вокруг света 1981-03, страница 28ле, Том Оксендайн сыпал цифрами, процентами и справками, словно набивший руку экскурсовод. Нам постоянно мешали: звонил телефон, собеседник с энтузиазмом брал трубку и с деловитыми нотками в голосе произносил неизменное «Том Оксендайн». Роль делового чиновника средней руки ему явно нравилась. Продолжая служебную беседу по телефону, он извлек из ящика стола отпечатанную биографическую справку о себе и кивком головы предложил ознакомиться. В ней говорилось, что Том Оксендайн, индеец-команч, получил нормальное школьное образование, затем военное, служил в авиации сначала летчиком, потом командиром звена, потом командиром эскадрильи, потом... и так далее. Похоже было, что вопросами индейской экономики или культуры он прежде не занимался; зато было очевидно, что БДИ хранило свои старые традиции: ведь когда-то все это учреждение входило в состав военного департамента... Улучив момент между звонками, я спросил: — Скажите, пожалуйста, со всеми ли племенами имеет отношения БДИ? — Нет, мы связаны только с теми, кто обладает правом на земельную собственность. — Значит ли это, что прочие пле мена не значатся в документации и статистике БДИ? — Да, с остальными у нас нет никаких контактов. Словом, те, кто не обладет земельной собственностью, правительственного чиновника не интересовали. Мне очень хотелось что-нибудь узнать о могиканах (кто из нас не помнит героев Купера?). Однако оказалось, что Тому Оксендайну нет дела до безземельной общины могикан, до сих пор живущих под Норвичем, штат Коннектикут. Их оставили в покое даже этнографы и лингвисты, поскольку они уже забыли свой язык... МОДА НА ИНДЕЙЦЕВ! Каждое утро мне приходилось работать в библиотеке Музея естественной истории. Там мне удалось договориться о встрече с Уилкомом Уош-берном — историком, издателем 20-гомного справочника по индейцам. Чуть ироничный, сдержанный, он словно посвящал меня в святая святых индейской культуры. Скоро разговор коснулся «Красной силы» и Рассела Минса. — Мине и Деннис Бенкс? Да это просто фанатики и болтуны! Кого они официально представляют? Такие люди только подрывают положение ин- Тотемный столб индейцев хайда и входа в Музей американских индейцев в Нью-Йорке. кой же заколкой на галстуке. Он с достоинством протянул руку: «Том Оксендайн» — и повел в кабинет — В моем ведении находятся все вопросы индейского землевладения,— прояснил он сферу своей деятельности. У меня было к нему много вопросов. Кто, по официальным стандартам, считается индейцем? Как он относится к представителям движения «Красная сила»? Что конкретно делает БДИ для обеспечения жизни индейцев? В ответ я услышал длинный рассказ о том, какой процент крови позволяет идентифицировать индейскую принадлежность, какое количество племен имеет контакты с БДИ, сколько денег отпускает правительство на расходы... Поудобнее усевшись в крес- Обрядовая маска, способная, по мнению ирокезских шаманов, исцелять больных 26 |