Вокруг света 1981-10, страница 34НЕ ПРЕДАМ ХЕРСОНЕ»!ЕВГРАФ КОНЧИН Эта фотография сделана после войны во время раскопок. На переднем плане: справа — Иван Данилович Максимов, рядом с ним Станислав Францевич Стржелецкий. В таких ящиках фашистские оккупанты готовились вывезти ценности Херсонесского музея... Н Ло / журнала «Вокруг саг га о за 1978 г о б был напечатан очерк И) llepe-сунько «Забытый гул погибших городов...». Сегодня мы возвращаемся к теме Херсонесского музея и к имени С. Ф. Стржелецкого в связи с тем, что прочитаны, узнаны новые подробности-спасения херсонесских сокровищ культуры во время Великой Отечественной войны. Фото В. КОНСТАНТИНОВА лянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укрепленными пунктами херсонесцев. Я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной гавани и прочих укрепленных пунктов и из остальной территории, которою херсонесцы управляют или управляли. ничего, никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского народа...» Станислав Францевич Стржелецкий, конечно, и раньше знал эти слова из присяги граждан древнего Херсонеса. Она была высечена в начале III века до нашей эры на беломраморной стеле и считается величайшим памятником античности — ценнейшим экспонатом Херсонесского историко-археологиче-ского музея-заповедника. Но тогда, в год сорок первый, в те сто чрезвычайных дней в жизни своей и музея, он выучил ее наизусть. Читал как некую молитву, ниспосланную именно к этому случаю. Как заклинание. Как напутствие в его нелегком пути. Читал почти каждое утро и вечер. Станислав Францевич как-то незадолго до смерти упоминал, что в те гто дн^й •>го чтение стало вроде обязательного ритуала... Но вполне понял я вскользь брошенную им фразу только тогда, когда отыскал в музейном архиве черновые записи Стржелецкого, когда расшифровал их, ибо почерк у него был, прямо скажем, не ах какой внятный. Долго я искал эти заметки, о которых слышал и легенды, и домыслы, и догадки. И нот они передо мной. Станислав Францевич начал вести их еще в вагоне, который все дальше и дальше увозил эвакуированные из осажден ного Севастополя экспонаты Херсонес ского музея. Старший научный сотрудник Стржелецкий, ответственный за сохранность и доставку в Свердловск уникальных сокровищ, устраивал тогда и свой вагонный быт. Печурку поста пил, отметив, что «жить стало веселей». Соорудил ложе, и преоригинальное: в мраморном саркофаге II III веков на шей эры (он находится ныне в постоянной экспозиции). Стол составили ящики и положенная на них та самая стела с текстом присяги жителей древнего Херсонеса. Что бы ни делал за столом — а это было единственное место в вагоне, где можно было нормально сидеть, слова клятвы стояли перед глазами. Даже когда писал. В первые же от носительно благополучные дни, уже за сотни километров от родного Севастополя, от непрерывного самолетного воя и взрывов бомб, Стржелецкий попытался восстановить хотя бы в нескольких словах недавние события. А их, нежданно обрушившихся на него, с избытком хватило бы на всю оставшуюся жизнь... Собственно, сопровождать музейные ценности сначала поручили не Стрже-лепкому. Он, как и остальные оставшиеся сотрудники, спешно свертывал экспозицию. Ящиков не хватало. Извлекли из подвалов давно не существующего монастыря какие-то монашеские сундуки, окованные железом. Правда, некоторые насчитывали лет по сто, если не больше, и расползались по швам. Кое-как их подлатали и упаковали в них хрупкие сосуды, амфоры, античные терракотовые статуэтки, женские украшения, мраморные рельефы, небольшие надгробные стелы, монеты и другие предметы, найденные археологами при раскоп ках в древней земле Херсонеса. Работать было крайне опасно. Фашисты почему-то посчитали территорию музея важным военным объектом и нещадно ее бомбили с первых же дней войны. Уже 25 июня во двор музея упала 500-килограммовая бомба, сильно повредив музейные здании. Затем бомбы и даже магнитные мины сыпались обильно, они причинили страшные разрушения. До сих пор, как свидетель тех ужасных дней, рядом с домами, отстроенными после войны, зияет пустыми оконными глазницами остов старого Владимирского собора. Когда налетали самолеты, работники музея прятались в монастырских подвалах, в крепостных развалинах, в некрополе и древних могилах. Основных экспонатов вместо указан-ныл но разнарядке об эвакуации трех тонн набралось восемь. В 108 ящиках. Из них 51 с памятниками истории, культуры и искусства; остальные заняли архив и научные материалы результаты археологических раскопок с 1888-го по 1941 год. Стржелецкий отправил семью из Севастополя, сам записался в ополчение. Но неожиданно его назначили сопровождать экспонаты; убеждены были, что он со своей обязательностью, дотошностью и энергией выполнит поручение лучше, чем кти-либо. Пока ездили в Симферополь переоформлять на ого фамилию проездные документы, потеряли несколько дней. А тем временем обстановка на фронте ухудшилась. Оставался единственный путь из Севастополя морем, но он на ходился под непрерывными ударами немецкой авиации и подводных лодок. Да и кораблей было недостаточно, чтобы эвакуировать из города раненых, женщин и детей, заводы и многое другое. Музею пришлось ждать своей очере 32 |