Вокруг света 1982-02, страница 35пым углом плиты, возведенные в честь умерших, разной высоты — от полуметра до полутора. Почти на каждом камне барельеф: всадник с пикой или пеший воин с саблей. И ни одного с луком. Резьба по камню очень искусная, даже, можно сказать, изящная. Под некоторыми камнями стоят фигурки лошадей из красной глины, чем-то похожие на дымковскую игрушку. Их ставят под камень раз в году, на праздник Дивали, и не убирают. Между камнями, рядом с фигурками лошадей, сушится на солнце кизяк. Соседство довольно странное. Впрочем, насколько я успел заметить, к святым местам своим бхилы относятся хотя и с уважением, но без религиозного трепета. В некоторых деревнях ребятишки при мне ступали ногами, садились на камни-символы наиболее почитаемых бхилами богинь, и взрослые их не одергивали. Можно было понять из бесед с бхилами, что только на религиозные праздники «святые места» обретают для них торжественно-обрядный смысл. Мы расположились для разговора в школе — под крышей, установленной на столбах на краю деревни. Триста семей в деревне Хареди тысячи три жителей. А подивиться на гостя-чужестранца собрались человек двести. Почему так мало людей в деревне? Оказалось, что крестьяне подались в богатый округ Кайра, на заработки. Из семьи моего собеседника, бхила Далабхаи, из двадцати двух че- Даже к колодцу бхильские женщины не выходят без украшений (деревня Хареди). ловек ушли пятнадцать, взяв и пятерых детей. Вернутся только через восемь месяцев. Оставшиеся ухаживают за скотом (это общая собственность семьи), выращивают овощи, неприхотливое бобовое растение грэм, возят в город молоко на продажу. - Сколько же денег,— спрашиваю, - привезут после работы ваши родственники? - Примерно по двести рупий на взрослого. Истратим их на питание, на одежду семье, на корма для скотины. - Кто решает, кому ехать на заработки, а кому оставаться^ - Глава семьи. Раньше это был наш отец, а теперь мы, все трое братьев, собираемся и обсуждаем, как сделать лучше. В сухой дымке над оврагами клонилось к закату бледно-золотистое солнце. Мемориальные камни у храма отбрасывали длинные гени. Вытягивая ведра с водой из широкого круглого колодца веревками, пропущенными через небольшие железные шкивы, смеялись и судачили женщины. Одеты они были, мне показалось, по-праздничному, со всем грузом серебряных и бронзовых украшений. Может быть, их предупредили о нашем приезде? - Нет,- - ответил Далабхаи, - бхилы так одеваются всегда. - Ну а что нового у вас еще? -спросил я. Ростовщиков в Хареди нег, удовлетворенно сказал Далабхаи, поправляя свисающий с затылка на грудь длинный конец тюрбана. Долга у нашей семьи немного. То, что заняли на мою свадьбу, уже вернули — у нас положено давать приданое за женихом А теперь должны две тысячи рупий кооперативному обществу за пай на птицеферме Какой птицеферме? - - А вон той. На большом плоском бугре километрах в двух от деревни, возвышалось длинное двухэтажное строение под алюминиевой крышей, которое я принял за большую мастерскую. Вблизи она выглядит внушительно, внутри и вовсе вполне современно. На втором этаже тянутся в три ряда металлические сетки с курами. Сто секций на сто птиц каждая. На секциях таблички с именами владельцев: «Рупсингх Манглабхаи Да-мор», «Макнабхаи Веста Бариа». Секции розданы только тем семьям, у кого меньше пяти акров земли и доход меньше двух тысяч рупий в год. Птицеферма построена полтора года назад, и доходов пока не дает. Все уходит на выплату займа, хотя половина нужной суммы была предоставлена беднякам безвозмездно. Но бхилы надеются, что прибыль будет. Об этом Далабхаи говорил мне с уверенностью. «МАГАЗИН СПРАВЕДЛИВЫХ ЦЕН» На следующий день отправились на юг от города Дохада, в деревню Гангар-ди, центр блока деревень. Так в Индии называют административную единицу, Так сеют грэм (деревня Нейятапра) 3 «Вокрчг свету» Л» 2 |