Вокруг света 1983-01, страница 11...и поучаствовать е. веселье: сплясать зажигательный танец, покружиться в хороводе, затянуть песню... — Поговорили? Ну, пошли, Андрее, я тебе еще кое-что покажу. До следующей субботы, Хосе. И снова закружилась, зашумела разноголосая ферия. Совсем рядом раздается странный, ни на что не похожий мелодичный звон. Оглядываюсь. Продавец возле лотка позванивает в колокольчик. Самое любопытное — колокольчик глиняный! — Что за чудеса! — восклицаю я по-русски. — Вам нравится? — так же по-русски откликается продавец. Видя мое удивление, поясняет: — Я шесть лет учился в Москве на инженера. Сейчас дороги строю. Язык, как видите, не забываю. Я очень люблю Москву. Это город моей юности. До сих пор иногда снятся ее улицы. — А колокольчики — неужели... — Это наше, старинное кубинское ремесло. Я занимаюсь лепкой с удовольствием. Конечно, как и в каждом ремесле, здесь есть секреты. Например, нужно наити особую глину. Но самое трудное — обжиг. Недодержишь — звона не будет, глухой удар, тусклый. Передержишь — лопнет при обжиге. Извините, покупательница ждет. Появился Хесус и с возгласом: «Куда же ты пропал?!» — ухватил меня за рукав. — Подожди, Хесус, очень интересный человек... — Поговоришь с ним через неделю. Тут аукцион начинается! — Какой? — Увидишь. Солнце уже скрылось за домами, но небо пока светлое, бездонно-голубое. С моря потянул ветерок — легкий, пряный и даже будто солоноватый на вкус. И еще пахло горячим асфальтом, нагретой древесиной, бананами и цветами дерева с пышным названием — «волшебница ночи». Захотелось хоть на секунду вырваться из этого круговорота красок, лиц, голосов, остановить мгновение и полюбоваться,' как на Гавану нисходят сумерки. Но мой спутник уже втиски вается в толпу оживленно жестикулирующих людей. Здесь продают картины кубинских художников на африканские темы. Вокруг переговариваются, спорят, обсуждают. Цены растут, распродажа идет быстро. Незаметно пролетел час. Вот и последнюю картину уносит рослый мужчина. Видно, очень доволен. Рядом с ним, держась за штанину, семенит дочка-кроха, может быть, впервые в жизни приобщающаяся к искусству. Вечером меня ждет работа, и я прощаюсь с Хесусом. — Может, останешься? Сейчас ансамбль будет играть, потанцуем... — Нет, Хесус. Меня уже ноги не держат... У самого выхода с площади, возле устья той улочки, по которой я несколько часов назад вошел в ферию-феерию, стоял лоток. До продавца оставалось шагов двадцать, и в темнеющем воздухе я не мог разобрать, что же там такое. «Фантастика какая-то», — подумалось. Над лотком висели светящиеся шары. Штук пять, все разных размеров. Свет был рассеянный, тускловатый. Подходя ближе, я споткнулся. — Осторожнее! — крикнул продавец. — Побольше бы таких лотков, как ваш, и ферия могла бы продолжаться до утра,— пошутил я. — Да, когда стемнеет, мой товар самый заметный. Я взял шар в руки. Это был светильник из соломки, внизу — небольшое отверстие, чтобы вставлять лампочку. Соломинки переплетены так плотно, так хитроумно, что материал похож на ткань из толстых ниток. И никаких распорок, никакого каркаса Словно фантастический плод светился в моих руках. — Ловко сделано! — Продавец застенчиво улыбается.— А что вы еще де- — Корзиночки, вазы... Но в основном светильники. Они пользуются большим спросом. Купите? — А удлиненной формы можно? — Тогда в следующую субботу приходите, сделаю. — Приду,— сказал я.— Обязательно приду... В дверях «Бодегита дель медио» юноша перебирал струны гитары. Было совсем уже темно, только высоко-высоко светились розовые облака. В дальнем углу сидел Умберто и что-то рассказывал очаровательной худенькой девушке. Я подошел. — Извини, Умберто. Тебе, кажется, пришлось немного подождать? — Ну что ты! — Он широко улыбнулся.— Я сам недавно пришел. Пойдем, покажу ферию. Там сейчас музыка будет, весело. Самое интересное... — Давай отложим на недельку,— сказал я. И подумал: «Как жаль, ведь ждать придется целую неделю. Целых семь дней...» Гавана — Москва 9 |