Вокруг света 1984-05, страница 41

Вокруг света 1984-05, страница 41

СОСУД

Этот случай напоминает детективную историю. Австралийскому зоологу из Квинслендского университета профессору Ли Хьюзу пришлось провести целое расследование, проявив незауряд ные способности сыщика. Для чего?

Он искал тасманийского тигра в лесах самой Тасмании, доверившись рассказам местных охотников и фермеров, якобы видевших его в густых зарослях. Профессор, конечно же, знал, что все тигры уничтожены еще в 1932 году. Два года спустя умер от старости последний экземпляр — гордость Хобартского зоопарка в столице Тасмании. Слухи о том, что тигры еще остались в лесах острова, оказались ложными.

Ни в одном из музеев не оказалось даже муляжа исчезнувшего зверя. Однако в руки Хьюза попало письменное свидетельство о том, что в 1901 году английский естествоиспытатель Джон Хилл вывез одного тигра к себе на родину. Хьюз отправился в Англию, но... ничего не нашел. Тем не менее настойчивый австралиец обнаружил записки Д. Хилла, в которых тот заявлял, что предвидит ужасные последствия войны, объявленной людьми тасманийским тиграм. И поэтому решил заспиртовать свой экземпляр.

Итак, не чучело, а тигр в банке. Это уже нечто... Но где его искать?

Вернувшись на родину, Ли Хьюз

завязал активную переписку с музеями, архивами, библиотеками Европы. Два года он не получал ответа, который хоть сколько нибудь приблизил бы его к цели. И казалось, пора было ставить точку. Но тут пришло письмо из Голландии. Под слоем старых гербариев, картонок, ящиков с костями животных сотрудники одного из музеев естественной истории нашли сосуд без этикетки, в котором, как они писали, «плавает большая полосатая собака».

Профессор снова помчался в Европу. В большом стеклянном сосуде действительно оказался тасманийский тигр — единственный сейчас в мире естественный экземпляр утраченного животного.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ГОСТЕЛЮБИВОГО СЫНА

Сначала считалось, что античный город Анхиало, руины которого раскопали близ Созополя в Болгарии, основан древними римлянами в первый период завоевания ими Балкан. Но, с другой стороны, было известно, что римляне чаще всего возводили свои укрепленные поселения на месте древнегреческих колоний. Что же касается греков, то те строили свои города в непосредственной

близости к селениям фракийцев, и постепенно они сливались.

Прослеживалось ли подобное в данном случае? Археологи ответили на этот вопрос лишь в самое последнее время. Сначала исследователи в богатом культурном слое на месте Анхиало обнаружили фракийское захоронение, в котором оказались золотые украшения в виде розочек греческой работы. Археологи отнесли эти следы торговых связей к IV веку до новой эры.

Но позднее на окраине города откопали мраморный пьедестал с греческой

надписью- «Гостелюбивый сын Антифила на собственные средства посвящает это Сарапису и Изиде». Культ божеств, в чью честь воздвигнут памятник, проник в Грецию после завоевания Египта Александром Македонским, то есть памятник был сооружен во II веке до новой эры Скорее всего его воздвиг удачливый и «гостелюбивый» древнегреческий купец, вывозивший в свою страну зерно плодородных фракийских долин.

ФАКТЫ, ГИПОТЕЗЫ, ОТКРЫТИЯ

39