Вокруг света 1985-03, страница 16четыре девочки, так что теперь стало всего восемь. Половина детей живет в деревне, половина со мной в Хадибо. — А у кого они там живут? — задаю я вопрос, хотя чувствую, что выгляжу довольно глупо. Разве не ясно, терпеливо объясняет Салем, что они живут дома. Дом, принадлежащий дяде и матери, теперь занят большой патриархальной семьей, состоящей из семей родных, единоутробных и единородных братьев (сестры, как правило, уходят жить к мужьям). Ситуация, типичная для Сокотры. После смерти главы семейства его имущество может быть разделено между взрослыми детьми. Согласно предписанию ислама сын получает долю вдвое большую, чем дочь. Но, как правило, дети не делят наследство, а владеют им сообща, сохраняя единое хозяйство. Они и живут одним домом, вместе питаются U покупают/все необходимое. Ч^(стс/ братья распределяют между собой/обязаннос/и: один^двое остаются в родительском до/ле, пасут скот, ухаживают за пальмами, ведут хозяйство, один учится в Хадибо, а то и в Адене, один где-то на государственной службе, в армии или полиции, еще один на заработках на континенте. Все доходы в семье остаются общими, распределяют их поровну. Принятый в 1974 году «Закон о семье» запретил многоженство и подтвердил равные права женщин и мужчин. И до 1974 года многоженство не было очень уж широко распространено на острове. По нескольку жен имели либо богатые люди, либо те, кто приводил в дом жену умершего брата, чтобы помочь воспитать его детей и сохранить имущество в рамках семьи. Изучение семейной организации сокотрийцев было важной и сложной задачей нашего отряда. Вот так и появился один из вопросов, который мне приходилось задавать опрашиваемым мной горцам: «Сколько у тебя родных братьев и сестер? Братьев и сестер по отцу? По матери?» Сегодня с каждым днем на острове все более ощутимы приметы нового: встречаешь и мальчиков, и девочек в школьной форме, видишь окончивших училища в Адене и вернувшихся работать на остров сокотрййских учительниц, медсестер, бухгалтеров. Сокот-рийка вместе с мужчиной принимает активное участие в строительстве новой Жизни. КАК СПАСТИСЬ ОТ МУХИ Живучесть прошлого проявляется и в сохраняющихся до сих пор суевериях и предрассудках. Сайд Амрер из племени харси прикусил ожерелье и крепко сжал губы. «Вот так нужно делать, если ты хочешь, чтобы в рот не залетела страшная муха «ди-асар»,— говорили мне его глаза. Они выражали страх, наверное, горец в этот момент вообразил жужжащее перед его лицом насекомое. — Бусы ни к чему,— толкнул меня локтем стоявший рядом Нух из племени бишмхи, старик со слезящимися глазами,— достаточно подержаться за дерево, и муха никогда не залетит тебе в рот. Сайд решительно помотал головой. «Только бусы, больше ничего не помог жет»,— означал этот жест. Выпускать изо рта ожерелье он не собирался, так как ждал щелчка моего фотоаппарата. Тщательно выбритая голова, аккуратная бородка, закругленный нос, крупные глаза — типичная внешность сокотрий-ского горца. Прослышав о том, что в Калансии принимает русский «дахтур», Сайд, спустившийся с гор в этот рыбацкий городок (самый крупный в западной части Сокотры) по своим делам, пришел к нам попросить «таблетки от тяжести в груди» — старик простудился. Сокотрийцы считают, что «ди-асар» — это мухи, появляющиеся на острове осенью, в сезон дождей. Они белого цвета, их жужжания почти не слышно. Муха стремится незаметно подлететь к человеку и залетает к нему в рот. После этого человек погибает или же тяжело заболевает. Если муха сядет на глаза, они начинают гноиться, человек может потерять зрение. Когда у кого-либо из сокотрийцев начинался падеж скота, вызванный эпидемией, отравлением ядовитыми травами либо другими причинами, он обращался к знахарю—«маколе». Тот обычно указывал на какую-нибудь женщину, которая-де колдовством погубила скот. Владелец животных в этом случае мог подстеречь ее и убить, но мог и пожаловаться султану. Тот устраивал судилище, удивительно похожее на суды над ведьмами в средневековой Европе. Если связанная женщина тонула, ее признавали невиновной, если же она выплывала, ее ждало наказание: смерть или высылка с острова. Султанов уже нет, судилищ над «ведьмами» — тоже. Суеверия, однако, остались. И потому Сайд Амрер из племени харси всю длинную дорогу с гор до Калансии шел, прикусив ожерелье. Но шел-то он к доктору, да еще европейцу, что не так давно было бы невозможно: иноверец, мало ли что сделает... Сайд Амрер из племени харси выпускает ожерелье изо рта. — Нет,— говорит он,— русский «дахтур» — хороший врач. После врачебного осмотра, когда горец прячет таблетки, мы начинаем антропологические обмеры. Непосвященному они действительно могут показаться странными. Человеку, который боится мухи «ди-асар»,— даже страшными. Но горец стойко их выносит. Потом долго и подробно отвечает на мои вопросы. Кажется, в племени харси нам будет теперь работать легче... о. Сокотра — Аден — Москва приручают скорпионовСтокгольмский зоопарк по традиции покупал скорпионов в Марокко. Но вот яд членистоногих потребовался для получения дефицитных лекарственных средств. Специалисты зоопарка провели опыты по разведению скорпионов. И впервые в практике зоопарков в террариуме родились двадцать шесть малюток. Ученые нередко присоединялись к посетителям, чтобы через стекло полюбоваться, как пятнадцатисантиметровая родительница катает на спине своих деток. Теперь специалисты озабочены тем, как повторить опыт, а затем сделать размножение ядовитых паукообразных в неволе обычной практикой. целебный бальзамЕще в XIX веке английские натуралисты и путешественники наблюдали, как в деревнях Восточной Африки местные лекари — бвана мганга — лечат холеру, которую европейские врачи лечить тогда не умели. Но англичане не поверили своим глазам. И совершенно напрасно. Ведь «средство дикарей» уже тогда могло бы войти в арсенал медицины. Японский биолог Исао Кубо заинтересовался записками натуралистов. Он организовал в Африку экспедицию, оснащенную самыми современными средствами научного анализа. Специалисты отметили, что в тех районах Восточной Африки, которые описаны путешественниками, местное население относится к антибиотикам с недоверием, однако, «несмотря на неблагоприятные санитарные условия», заболевания холерой чрезвычайно редки. Приглядевшись к работе бвана мганга, Исао Кубо отметил, что они занимаются не шарлатанством и знахарством, а самым настоящим лечением и профилактикой желудочных заболеваний. Народные лекари советуют местным жителям кипятить болотную воду, периодически выдают им различные отвары листьев, плодов и кореньев. Японская экспедиция смогла изучить эти бальзамы. Главная составная часть в них — оранжевые плоды местного кустарника. Оказалось, что экстракт из этих плодов обладает сильнейшими антибактериальными свойствами. В нем много витаминов, среди которых существенную долю занимает витамин К (филохинон). Когда подопытным мышам была введена смертоносная доза холерных бацилл, а за неделю до этого в их рацион включили кору и плоды целебного кустарника, зверьки не погибли. швсхт м&югии 14
|