Вокруг света 1986-02, страница 26Такая неудача случилась с ним впервые. До сих пор, если аппаратура работала исправно, то Володя погружался и снимал все, что нужно Я облачаюсь в гидрокостюм, чтобы самому попробовать снять гребешков Искать их не пришлось. Словно чайные блюДца, они тут и там белели на зеленой скатерти водорослей. Взведя затвор «Салюта», я стал осторожно приближаться к большому гребешку. Сквозь щель между створками виднелась белая мантия с черными точками десятков глаз, опушенных длинными ресничками. Не успел я приблизиться к гребешку на дистанцию съемки, как он заметил меня и мгновенно захлопнул створки. «Этот, наверное, очень пугливый»,— подумал я и направился к другому. Со вторым получилось то же самое. С третьим, с четвертым... Они подпускали меня в лучшем случае на метр. Словно стоглазый Аргус, гребешок видел все, что происходило вокруг. Недремлющим оком ему надежно служили мантийные глаза. Фотоохота не удалась. Я израсходовал весь запас воздуха и на резерве вышел на поверхность. Этот случай заставил меня усомниться в том, что морские звезды без труда расправляются с гребешками. Если гребешок видит водолаза, то он видит и звезду. А значит, ему ничего не стоит крепко сжать створки и оставить ее ни с чем. Да и зачем звезде возиться с крупным сильным гребешком, если рядом много мелких моллюсков и молоди... Для наблюдений мы выбрали место, где огромные, сантиметров по сорок, амурские звезды попадались под каждым кустом водорослей. Тут же жили в изобилии и крупные гребешки. Оказалось, что хищники и потенциальные жертвы мирно уживаются друг с другом. Сколько я ни молотил ластами, заглядывая во все закоулки подводного царства, я ни разу не видел, чтобы амурская звезда напала на взрослого гребешка. Олег все-таки нашел одну жертву, на которую набросились сразу две морских звезды. Моллюск, видимо, был больным: его мускулы пожелтели и были» дряблыми. Звезды, конечно, делали попытки напасть на гребешков. Мы однажды наблюдали, как колючая дистоласте-рия подкрадывалась к гребешку величиной с розетку для варенья. Звезда была уже совсем близко, когда тот насторожился: широко раскрыл створки, распушил края мантии — паруса. Как только луч звезды коснулся ее, гребешок резко сжал створки и, крутнувшись волчком, отскочил сантиметров на двадцать. Хищник остался ни с чем. Участь другой звезды, напавшей на очень крупного гребешка, была более незавидной: гребешок, хлопнув створками, обдал звезду такой мощной струей воды, что ее просто-напросто отшвырнуло прочь. Олег, неутомимый экспериментатор, поймал большую амурскую зве зду и положил ее прямо на гребешка, предвкушая захватывающую схватку. Ничуть не бывало — звезда бросилась наутек! Чем же тогда питаются морские звезды? Во многих местах мы замечали, как они с силой вбуравливаются в песок. Я поднял одну такую звезду Ее желудок был вывернут наружу. Значит, она поедает кого-то, кто живет в грунте. Это мог быть двустворчатый моллюск — кардиум, венус, спизула или мактра. Вскоре я нашел крупную спизулу, лежавшую на по верхности грунта. Мускулы-замыка-тели ее потеряли эластичность и силу и не могли сжать створки. Конечно, поблизости уже оказалась звезда-дистол астерия и напала на старого моллюска. Очевидно, морские звезды играют в море роль хищников-санитаров. «Волки морских лугов», они поедают в первую очередь больных и слабых. Посадки гребешковой молоди они опустошают безжалостно, ибо маленькие гребешки не в силах далеко убежать от хищников. Да, теперь кое-что стало понятно. Вечером я подробно рассказываю о наших наблюдениях Жене Шевченко. — Нужно выбрать такие участки, где гребешки будут иметь наибольшие шансы выжить, а потери сведутся к минимуму,— подвел я итог. — В этом как раз и загвоздка! Как их выбрать? По каким признакам? — возразил мне Шевченко. — Давайте обследуем природные популяции гребешков. За десять тысяч лет послеледниковья у них имелись все возможности расселиться повсюду. Значит, там, где их больше всего сейчас, они находят оптимальные условия... Снова спуск за спуском, разрез за разрезом. Через неделю мы приходим к выводу, что гребешки облюбовали для себя биоценозы зостеры, филлоспадикса, хорды. Выходит, больше всего их выживает в зарослях трав и водорослей, где у малышей есть возможность остаться незамеченными. Такие подводные луга и необходимо «засевать» гребешками в первую очередь. — Перед высадкой гребешков-годовиков на дно придется собирать звезд, потери будут меньше,— пытаюсь я убедить Шевченко. — Все правильно, но это же каторжный труд. Звезд очень много,— никак не соглашается он. — Ничего не поделаешь. На земле надо вспахивать почву, под водой убирать хищников. Только так можно получить хороший урожай... Да, здесь в скором времен*" ^дет создан подводный «огород» для разведения гребешка и трепанга. В этом заслуга и наших исследований. Но в итог экспедиции я бы включил и другое: в науку о море пришли молодые заинтересованные люди. В этом, я думаю, наш самый главный успех. Посьет — Москва В. ПЕКАРЬ, кинорежиссер Около двух тысяч лет назад в Южной Америке, на перуанской земле, жили индейцы племени мочика. Они не имели письменности, зато были искусными мастерами и прекрасны-ни художниками. Сохранившиеся изделия тех времен, сделанные из золота, меди, дерева и камня, и поныне поражают своим искусством. Но все же наиболее интересными и выразительными творениями индейцев являются керамические сосуды. Около 150 тысяч мочикских сосудов, украшенных сюжетными росписями, благодаря которым стала известна культура древних перуанцев, хранятся сейчас во многих музеях и частных собраниях. Росписи эти покрывают всю поверхность сосуда, где изображения людей и фигуры животных, перемежаясь со всевозможными деталями растительного мира, создают цельную орнаментальную композицию. Это было несколько лет тому назад. Я пришел в сценарный отдел киностудии «Союзмультфильм», которая в этом году встречает свой полувековой юбилей, и увидел присланный из Ленинграда конверт. В конверте лежали фотографии мочикских керамических сосудов и письмо сотрудника Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде М. Родионова. Автор предлагал создать мультипликационный фильм по легендам воссозданным в соответствии с этими рисунками другим ученым — Ю. Березкиным, специалистом по древнему Перу. Я послушался этого совета,— на экраны вышел мультфильм. «Братья-близнецы» — появились в результате моего знакомства с древней культурой мочика. |