Вокруг света 1986-10, страница 42нок произошел в воде, и скелеты оказались захороненными на илистом дне озера. — В отдаленные эпохи на территории Гоби существовали обширные озерные системы, с ними и была связана жизнь динозавров,— заключил Франц Грус. Когда весть о первых динозаврах Франца Г руса дошла до столицы, в деревню Кляйнвелька выехали спе циалисты по естественной истории. Они осмотрели скульптуры и поразились их точности. Все детали соответствовали данным палеонтологии, и, что очень ценно, доисторические животные были вылеплены в натуральную величину. Этого принципа Франц Грус придерживается неизменно, потому только в его Парке можно увидеть «настоящих» динозавров, самый крупный из которых достигает в длину 30 метров! Сотрудничество художника с учеными продолжается и по сей день. Академия наук ГДР отметила работы Франца Груса медалью Лейбница — самой высокой наградой, какой удостаиваются ученые-любители. ...На стене мастерской, в которой мы беседуем, висит иллюстрированная схема развития жизни на планете — от простейших до современного человека. Заметив, что я рассматриваю ее, Франц Грус сказал: — Мне хотелось бы отразить эволюцию жизни на Земле: ящеры, первые млекопитающие, питекантроп... Когда углубляешься в столь давнюю историю, поражает — сколько тысячелетий затратила природа, чтобы создать высшие формы жизни. Мысль не новая, но донести ее до человека, по-моему, очень важно. Именно сегодня. Я понимаю, о чем говорит и думает художник. Рассказываю, что в Чехословакии уже встречалась с бронтозавром. Так — «Операция «Бронтозавр» — назвали в стране широкое молодежное движение, целью которого стала защита природы. «Но почему именно бронтозавра вы извлекли из прошлого?» — спросила я тогда одного из организаторов движения «Мы его полюбили,— ответил он.— Однажды один художник нарисовал картину: тоскливый бронтозавр среди дымящих заводских труб. Длинная шея его не может дотянуться до чистого неба, до свежего воздуха. В глазах — страдание. И подпись: «А ведь бронтозавр этого не пережил». Правда, как символ мы взяли бронтозавра бодрого, уже отдышавшегося. В надежде на то, что сумеем вернуть земле ее чистоту...» Операции «Бронтозавр» уже более десяти лет, а работа продолжается: ее так много... Разговаривая с Францем Грусом, я подумала, что его динозавры тоже могли бы стать символами движения молодежи ГДР в зашиту природы. Ведь в стране задумано и осуществляется немало акций: охрана леса и водной системы, улучшение облика деревень, озеленение столицы... Об этоммке рассказывал в Берлине Ханс Ульрих Роголь, молодой руководитель одного из отделов Союза свободной немецкой молодежи. Говорил он и о молодежных научно-исследовательских коллективах, которые тоже работают в этом направлении. Число таких коллективов растет, они приносят ощутимую пользу. Так в Лейпциге, на электротехническом комбинате молодые инженеры разработали технологию сокращения вы броса вредных вешесте при сжигании бурого угля. А ведь это проблема проблем: большинство электростанций страны питается бурым углем. Не случайно ГДР является координатором по теме «Чистый воздух» в Комитете по охране окружающей среды, работающем в рамках СЭВ. — У нас и у наших соседей оди наковые заботы,— сказал Франц Грус, поднимаясь из-за стола. Любопытно, что о динозаврах вспом нили и в других странах. Мне рассказывали о скульпторах Польши, Швеции. Японии, гоже воссоздающих ископаемых ящеров... Художник накинул куртку. Пересчитал разложенные на краю стола свинцовые заготовки, видимо, прикидывая объем работы на завтра. Что это? Зубы, — Франц Грус протянул продолговатый, чуть заостренный с одного конца кусок металла. Он едва уместился на моей ладони... Гак вот что означал стук молотка в зимнем предвечернем лесу: мастер ковал зубы динозавра! Мы вышли на просеку. Слева и справа белели в сумерках гигантские тела ящеров. К го этот, с тремя рогами на голове? — спросила я. — Трицератопс -- ответил художник и добавил:- Я хочу создать пятьдесят скульптур. Апатозавр,
|